Верой и правдой городу
Впервые фамилия Пастуховых прозвучала в музее истории города Ярославля в экспозиции, открытой в мае 1999 года. Это были несколько фотографий, рисунок училища и короткая аннотация.
Следующим этапом в изучении наследия Николая Петровича Пастухова стала выставка «Почетные граждане Ярославля конца XIX — начала XX вв.». На выставке были представлены материалы о выдающихся ярославцах, в том числе о Н. П. Пастухове, в частности, планы и чертежи Пастуховского училища в Ярославле, переданные в музей ректором Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической и нефтехимической промышленности Н. Н. Аниськиной.
Некоторое время спустя возникла идея объединить накопленные материалы в единый мега-проект «Ярославль — купеческая столица Верхнего Поволжья». Это был уже новый этап в развитии выставочной и научной деятельности музея, посвященный ярославскому купечеству. Во многом этому способствовал и тот факт, что музей расположен в купеческом особняке, принадлежавшем Василию Яковлевичу Кузнецову. Но даже имя этого человека долгое время оставалось для музея малоизвестным. Потребовалась кропотливая работа в Государственном архиве Ярославской области, консультации специалистов, чтобы раскрыть биографию этого купца и благотворителя. Теперь каждая экскурсия в музее начинается с истории самого дома.
Реализация проекта началась в 2005 году выставкой «Евпраксия», посвященной представительнице одного из крупнейших ярославских купеческих родов, почетной гражданке города Евпраксии Егоровне (Георгиевне) Оло- вянишниковой. Первая выставка прошла в сотрудничестве с такими партнерами, как Государственный Исторический музей и Государственный музей истории религии. После долгих размышлений над второй выставкой проекта выбор был сделан в пользу Николая Петровича Пастухова и его семьи. В немалой степени этому способствовало и то, что изучением личности Н. П. Пастухова занимались и сотрудники ЯрИПК, которые к столетию со дня основания механико-технического училища представили научно-по- пулярное издание «Имею честь быть Вашим…», где были собраны материалы о роде Пастуховых и дальнейшей судьбе училища. Тогда в юбилейных торжествах принял участие и прямой потомок Н. П. Пастухова австралийский художник Джон Барнес. Мы ощущали огромное желание коллектива ЯрИПК, получившего в 2004 году статус академии и переименованного в 2006 году в Государственную Академию промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова, продолжить работу по изучению данной темы. Все это стало хорошим поводом для того, чтобы объединить усилия и возможности и широко представить жителям города многогранную личность Николая Петровича Пастухова.
В реализации проекта огромную помощь оказали самые разные специалисты: архивисты, библиотекари, сотрудники музеев, преподаватели вузов, журналисты. Тематический план выставки разрабатывался Н. В. Обнорской, автором многих публикаций о Пастуховых. В распоряжении творческой группы было огромное количество документальных материалов, любезно предоставленных ГАЯО.
Но, к большому сожалению, у экспозиционеров отсутствовали экспонаты. Это стало серьезной проблемой готовящейся выставки. Музеем были сделаны запросы на сохранившиеся предприятия, некогда принадлежавшие семье Пастуховых. Николай Петрович стоял во главе наследственной торговли железом. Пастуховы приобретали и сами строили металлургические заводы в Предуралье и на Дону. Однако и там информации было крайне мало.
Все, что сегодня в городе осталось от Пастуховых, — это прекрасные дома, сосредоточенные в центральных кварталах города. Из внутреннего убранства домовладений ничего не сохранилось, за редким исключением. Экспозиционеры могли рассчитывать лишь на несколько сохранившихся шкафов механико-технического училища, требующих реставрации, и напольное зеркало.
Перед организаторами выставки стояла сложная задача — показать человека практически из ничего. Вот так распорядилась госпожа История, что Николай Петрович Пастухов — это человек, после которого осталась огромная слава, но не осталось подлинных личных вещей. Отсутствие мемориальных экспонатов определило документальный характер выставки. Художественное оформление экспозиции было выполнено ярославским художником-дизайнером Г. И. Радовским. На наш взгляд, ему удалось решить нелегкую задачу — образного решения выставки. В итоге экспозиция строилась на основе экспонатов Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ярославского историко-архитектурно- го и художественного музея-заповедника, музея истории города и Государственной Академии промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова.
На выставке были представлены материалы о многочисленном семействе Н. П. Пастухова, в частности, портрет его жены Фелицаты Никоновны, фотографии сына Леонида Николаевича и его жены, внуков. Существенно было пополнено генеалогическое древо рода Пастуховых, опубликованное ранее уже в упомянутом издании «Имею честь быть Вашим…». Впервые ярославцам были продемонстрированы фотоматериалы уральских заводов Николая Петровича, переданные музею представителями существующих ныне предприятий, исторически связанных с заводами Пастуховых. По заданию ректора Академии Пастухова Нины Аниськиной студенты из Ростова-на- Дону занялись исследованием деятельности пастуховских предприятий и к открытию выставки сняли документальный фильм, который и был показан на Пастуховских чтениях в академии и на открытии выставки.
В планах проекта было и приглашение потомков семьи Пастуховых, которые по воле судьбы сегодня живут не в России. Однако по ряду причин не все смогли откликнуться на наше предложение. Выставку посетила праправнучка Н. П. Пастухова Мария Павловна Науменко вместе со своей дочерью Фотиной, живущие ныне в США. Гости стали участниками организованной пресс-конференции, познакомились с городом, побывали на Леонтьевском кладбище, где захоронены их предки, посетили областной музей связи, устроенный в одном из Пастуховских домов.
Во время работы над проектом все участники не раз вспоминали слова Николая Петровича Пастухова, который признавал, «что благоденствие страны зависит от ее культуры, а это может быть достигнуто только путем просвещения и неустанного труда». На наш взгляд, это высказывание очень актуально и сегодня, и оно во многом определило название выставки «Верой и правдой городу».