ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

В мае месяце в училище и школе проходили выпускные экзамены. Расписание вывешивалось обычно за 1,5 — 2 месяца, поэтому учащиеся могли заранее спланировать свои усилия по подготовке60. Как правило, они начинались с Закона Божьего. Причем успеваемость всегда была стопроцентной, более того, само «качество знаний» было довольно высоким — преобладали оценки «4», «5». Невольно сравнивается с экзаменами по истории КПСС в советских вузах, где традиционно были именно такие показатели. Сравнительно неплохими были оценки по арифметике и алгебре, геометрии — около 90% успеваемости. Но экзамены по физике, химии, механике вызывали у членов совета много вопросов, так как стабильно уровень знаний по ним был достаточно низким, успеваемость составляла 70 — 80 %. С помощью дополнительных занятий эти ученики «подтягивались » до нужного уровня. Наиболее важным, если не главным, был экзамен по специальности. Подготовка к нему начиналась еще в сентябре, когда третий класс только приступал к занятиям в свой последний год обучения. Каждый из будущих выпускников получал практическое задание на изготовление какого-либо изделия в качестве выпускной работы по специальности. Иногда это были станки, например сверлильный быстроходный или круглые пилы по дереву с приводом и т. д. Конструировали свой станок учащиеся на основе собственных чертежей, а затем изготовляли детали и наконец собирали действующий станок. Обычно это поручалось 3-5 учащимся. И экзамен поэтому сводился к показу своего станка в действии и ответы на вопросы комиссии. Ее членами были преподаватели дисциплин во главе с директором, а также «гости» — специалисты ярославских фабрик и заводов, представители руководящих структур Министерства народного просвещения, губернии и т. д. Так, на экзамене по физике первого выпуска училища, который состоялся 22 мая 1903 года, присутствовал сам министр народного просвещения Т. Э. Зенгер. После экзамена министр осмотрел училище, мастерские и «выразил полное удовлетворение» увиденным и услышанным62. В том же году училище посетил окружной (из Москвы) инспектор промышленных учебных заведений Н. Ф. Рудольф. Очень часто на экзаменах по специальным дисциплинам присутствовали старший фабричный инспектор Ярославской губернии JI. А. Кошлаков64, начальник железнодорожных мастерских (современный ЯЭРЗ), директор Ярославской Большой мануфактуры А. Ф. Грязнов, директор Прохоровской мануфактуры из Москвы и другие руководители крупных фабрик и заводов. Можно предположить, что именно здесь каждый из них отбирал для своего производства квалифицированных специалистов. Выпускники получали распределение на заводы Пастухова, Понизовкина, Локалова, Ярославскую Большую мануфактуру, главные железнодорожные мастерские и так далее, где они работали в качестве бригадиров железнодорожных мастерских, помощниками машиниста и машинистами, монтерами, телеграфистами, чертежниками, смотрителями на прядильных фабриках, машинистами паровых котлов, в мастерских Ярославского трамвая и т. д. При этом получали они, как правило, весьма достойную заработную плату. Все это свидетельствует об очень высокой квалификации выпускников училища, которое правомерно считалось одним из лучших в России.

Немаловажное значение для выпускников училища имел их официальный статус. Во многих случаях кроме общепринятого документа — свидетельства о полученной квалификации требовался, особенно при приеме на работу в качестве администратора, руководителя, статус мастера. В июле 1908 года Государственный Совет и Государственная Дума Российской Империи приняли закон «О предоставлении ремесленным учебным заведениям права выдавать выпускникам учебных заведений звание мастеров и подмастерьев. В законе указывалось, что в случае особых успехов присваивать звание «мастера», а всем остальным — «подмастерья». Через три года практической деятельности «подмастерья» обязательно получали звание «мастера», что существенно увеличивало возможности их карьерного роста, потому имело очень большое значение для повышения статуса и самого училища. На осенних заседаниях педагогического совета 1908 года этот вопрос активно обсуждался и получил свое разрешение в виде утверждения нового образца документа об окончании училища.