Ярославская губерния находилась далеко от фронтов. Но их воздействие ощутили все слои населения, в том числе и учащиеся. Вскоре после начала учебного года педагогический совет училища уже рассматривал поступившее распоряжение «об организации шестнадцатичасовой (в две смены) работы в мастерских по исполнению военных заказов». Для этого требовалось даже прекратить учебные занятия, а свободных от своих уроков преподавателей рекомендовалось привлечь к наблюдению за работой учащихся в мастерских. Но скоро последовало неожиданное на первый взгляд предложение учащихся третьего выпускного класса о необходимости сохранения классных занятий. Мотивировалось это тем, что экзамены никто не собирался отменять, требования к их подготовке тоже. Поэтому в свободное от работы время было организовано по два урока в день, а в субботу — по пять. Связано это было с тем, что в этот день останавливался двигатель, приводящий в движение все машины и механизмы для обязательной профилактики. Таким образом, несмотря на трудности военного времени, учащиеся продолжали получать необходимые теоретические знания по специальности.
На режим работы училища и школы немаловажное влияние оказало и то, что половину классных комнат стал занимать 104-й эвакуационный лазарет. Эта вынужденная мера стала практиковаться в российской истории еще с Отечественной войны 1812 года, когда впервые под лазареты и госпитали были отданы помещения практически всех существовавших тогда учебных заведений.
В годы войны из учащихся старших классов различных учебных заведений формировались ученические дружины для оказания помощи <<земледельческому» населению. Но в документах и материалах Пастуховского училища пока не обнаружено конкретных указаний на подобные формирования. Связано это было, по всей вероятности, с тем, что учащиеся были уже заняты на производстве военной продукции в течение всего практически учебного года, так как летняя производственная практика также проходила в училищных мастерских. В годы войны производилась массовая мобилизация трудоспособного мужского населения в Действующую армию. Только по Ярославской губернии было призвано свыше 20 тысяч рабочих. Это вызывало острую потребность в подготовке квалифицированной рабочей силы. Своим циркуляром попечитель Московского учебного округа предписал допустить в качестве практикантов в ремесленные мастерские взрослых. Указывалось, что они могут быть допущены к практическому усвоению основных навыков работы по всем специальностям, по которым шла подготовка в училище. А это было столярное, модельное, кузнечное, линейное, литейное, слесарное дело, эксплуатация машин и механизмов. Сроки практических работ при этом не оговаривались, лишь указывалось, что зависеть они будут от успехов. При этом подчеркивалось, что все это отдано на усмотрение администрации училища и зависело лишь от наличия свободных мест. По окончании практических работ для обучавшихся по специальностям не предусматривалось никаких выпускных испытаний и, как следствие, особых прав. Ни одна война не обходится без жертв. Одним из ее последствий является появление большого количества «увечных воинов», которые в связи с этим были демобилизованы из Действующей армии. Правительство предпринимало необходимые меры для возможно более успешного нахождения себя в жизни для этой категории населения. В этих целях на основе распоряжений Министерства народного просвещения и циркуляра попечителя Московского учебного округа создавались краткосрочные курсы подготовки данных лиц для их активного участия в жизни страны.
6 февраля 1917 года, после рассмотрения этого вопроса на заседании совета, на базе Пастуховского училища были открыты курсы для увечных воинов. Они в корне отличались от ранее существовавшей подготовки рабочих по специальностям, предлагаемым училищем. Прежде всего существовало условие: принимали только тех, кто «умел читать, считать, знал четыре действия арифметики». Существовала четко прописанная программа, по которой занятия должны были проводиться ежедневно по 6 часов, из которых один час уделялся на классные занятия, а 5 часов — для работы в мастерских. По 55 часов выделялось для изучения основ арифметики, геометрии, технологии материалов (по специальности). Большое внимание уделялось умению чертить и «читать» чертежи. Для этого давалось 100 часов. Но главное внимание уделялось практическим работам в мастерских — 875 часов. При этом, как ни удивительно, дополнительных расходов не требовалось: общежитие не предлагалось, питание — за свой счет: кто что принесет с собой. Казна выделяла деньги на оплату труда заведующему курсами — 200 рублей в месяц при готовой квартире за счет училища, преподавателям за все уроки выплачивалось 630 рублей, а руководителям практических работ — 1750 рублей.
Жизнь внесла некоторые коррективы в организацию курсов. Во-первых, увеличился срок обучения: вместо трех стало четыре месяца для столярно-модельного и пять месяцев — для слесарно-кузнечного отделений с изучением двигателей внутреннего сгорания. Во-вторых, вместо 10 по плану на каждую специальность набрали по 15 человек. За годы войны быстрыми темпами росла инфляция, что повлекло многократное повышение цен на товары и услуги, но смета расходов казны оставалась практически неизменной. «Индексация» зарплаты началась лишь с середины 1916 года и, по-видимому, из внебюджетных средств — процентов капитала, завещанного Пастуховым (около 160 тысяч рублей), средств от реализации изделий учеников и т. д. В это время произошла прибавка к жалованью преподавателей и сотрудников в размере 25% к окладу.
Необходимо отметить, что, несмотря на все трудности и невзгоды военной поры, коллектив преподавателей и сотрудников, студентов училища достойно выполнял свои обязанности, готовя кадры для отечественной промышленности.