Преподаватели, служащие и учащиеся Пастуховского училища, по сведениям силовых структур, не являлись активными участниками революционных событий. Судя по документам и материалам, хранящимся в архивах, администрация и педагогический совет училища принимали определенные конкретные меры к недопущению каких- либо беспорядков.
26 июля 1905 года педагогический совет училища постановил: «Воспретить учащимся вступать в незаконные организации и участвовать в их собраниях». Для того чтобы не спровоцировать учащихся применением жестоких мер по недопущению беспорядков, было принято решение — использовать «только законные действия в целях улучшения постановки учебного дела и воспитательных дел».
Осенью 1905 года в связи с охватившей всю страну Октябрьской политической стачкой заволновалась и часть учащихся и студентов Ярославля. На собранном 15 октября заседании педагогического совета училища было принято решение о временной приостановке занятий. Дело в том, что это было лишь мерой предупреждения участия учеников, пусть и невольно, в митингах, демонстрациях, собраниях различных партий, которые устраивались почти официально, иногда даже по объявлениям газеты «Северный край». Лишь на заседании от 26 октября было решено возобновить занятия с 31 октября.
В осенних событиях в Ярославле активное участие принимали и служащие почтово-телеграфного ведомства. Во время их забастовки были прекращены все приемы и выдачи денежных средств, что в значительной мере усложнило получение денег от родителей иногородними учениками, и прежде всего проезд домой. Поэтому педагогический совет на заседании 28 ноября принял решение о выдаче денег на проезд нуждающимся ученикам, особо выделив тех, кто жил далеко. Им выдавалось по 13 рублей — сумма весьма значительная для того времени.
9 декабря 1905 года в Ярославле произошли события, названные впоследствии «кровавой пятницей». В этот день произошло вооруженное столкновение рабочих с казаками, сопровождавшееся человеческими жертвами. На следующий день ситуация в Ярославле обострилась до предела, грозя вылиться в массовые беспорядки. Поэтому 12 декабря совет решил прекратить занятия в училище и отпустить детей домой, под надзор родителей до 12 января 1906 года. На этом же заседании на основании докладной из полиции за участие в уличных демонстрациях был отчислен ученик училища Горшков, который и раньше подвергался наказаниям за свое поведение как в стенах училища, так и за его пределами. В целом революционные события не захватили ни преподавателей, ни сотрудников, ни самих учащихся училища. Лишь единственный раз, 18 декабря 1906 года, совет принял решение «О недопустимости попустительства сходок учащихся». Было заявлено также, что в случае обнаружения подобного немедленно докладывать властям с тем, чтобы «карать это по закону».
В январе 1907 года педагогическим советом были приняты «дежурные» решения на основании рекомендаций Министерства народного просвещения. Они касались запрещения каких-либо не санкционированных начальством училища «концертов, публичных спектаклей, литературных чтений» и так далее, как в учебное, так и в неучебное время. В отчете за 1906-1907 учебный год среди «главных нарушений за 1906 год» учащимися отмечается: шалость в мастерских, посещение летнего театра (располагался на Казанском, ныне Первомайском бульваре) и последнее, видимо, по значимости, пение революционных песен во время перемен.
В эти годы педагогический совет училища предпринимал, как правило, пропедевтические (предотвращающие) меры к недопущению участия учеников в различных не санкционированных властями мероприятиях. Так, например, несколько раньше обычного закончились учебные занятия в 1905-1906 учебном году, в конце апреля106. Кроме того, в целях изоляции учащихся от возможных беспорядков летом 1906 года традиционная производственная практика проходила не столько на предприятиях города, сколько во всей губернии.
Ярославль являлся одним из центров старообрядчества в Верхнем Поволжье. В городе и его округе, не говоря уже об уездах, особенно заволжских, это течение находило своих активных последователей. Поэтому неудивительно, что их дети испытывали затруднения при поступлении в различные учебные заведения, в том числе и в Пастуховское училище. Еще в ноябре 1903 года Большой Священный Синод принял решение «о необязательном для раскольниковских сектантов учить и сдавать Закон Божий». Это касалось как приемных, так и выпускных экзаменов во всех учебных заведениях. Но оно «затерялось» в недрах канцелярии министерских ведомств. Революционные события 1905 года, охватившие всю Россию, особенно в октябре 1905 года, заставили учебное начальство форсировать решение этой проблемы.
26 октября 1905 года это решение Синода активно и заинтересованно обсуждалось на заседании педагогического совета училища. 17 октября 1906 года совет рассматривал вопросы, связанные с реализацией этого вопроса Синодом. На основании рекомендаций, полученных от МНП и от попечителя Московского учебного округа, было установлено, что старообрядцев принимать в училище без экзаменов по Закону Божьему. Для этих учеников устраивать занятия «по правилам их вероучения». Для этого приглашать преподавателей по рекомендации. Оплата труда этих проповедников должна была осуществляться за счет родителей учеников или средств общины».
Проследить реализацию этого решения педагогического совета пока не удалось. В отчетах по успеваемости за все учебные годы неизменно отмечается, что в училище и школе стопроцентная успеваемость по Закону Божьему.