КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В структуре училища был и магазин со складом для реализации среди населения изделий, изготовленных самими учащимися во время их учебных практических занятий в мастерских, а также как выпускных, «защищаемых» на экзаменах машин и оборудования. Данные о коммерческой деятельности встречаются уже на второй год существования училища. А продавать было что. Прежде всего узлы и комплектующие к различным станкам и оборудованию: каретки различных ходов, суппорты, самоточки, тиски, различные муфты, кронштейны и так далее. Потенциальными и реальными покупателями являлись фабрики и заводы Ярославля и губернии, подобные технические училища, местное население86. Особенно большим спросом пользовались орудия труда сельскохозяйственного назначения. Очень высокое качество продаваемых изделий неоднократно подтверждалось самыми высокими наградами, дипломами, медалями на международных, общероссийских и региональных выставках.

В 1913 году Распорядительный комитет международной учебно-промышленной выставки «Устройство и оборудование школы» по представлению Совета экспертов среди победителей отметил Пастуховское училище, представившее учебные пособия по механике. Примечательно, что это было полностью ученическое изделие — от чертежа до готового станка. Министерство торговли и промышленности, которому наряду с Министерством народного просвещения училище подчинялось, специальным приказом №1711 от 11 октября 1913 года наградило училище Пастухова за учебное пособие дипломом и малой серебряной медалью.

Большой популярностью пользовались экспонаты, представленные училищем на выставках «Северного края», где участвовали все губернии Севера и Северо-Запада России. Как правило, все они отмечались различными наградами, в том числе и золотыми медалями. Это были изделия отделений столярно-модельного, кузнечного и литейного, а также рисунки и чертежи. Восхищение зрителей вызывали такие экспонаты, как молотилка, веялка, парта, книжный шкаф, табуретка, ночной столик и т. д.

Денежные средства, вырученные от продажи ученических изделий, расходовались на самые различные нужды. Прежде всего на них покупались подарки выпускникам, например готовальни, а также выдавались пособия «на первоначальное обзаведение». Часть вырученных средств шла на оплату сверхсметных работ, например, при установлении дополнительного освещения в классах и мастерских для оплаты слесарям и рабочим. Первоначально денежная сумма от реализации изделий учеников через магазин была сравнительно небольшой — за октябрь 1902 года было получено 41 рубль 30 копеек, но впоследствии достигла внушительных размеров — 8 тысяч рублей в 1914 году. Это давало возможность не только увеличивать пособия выпускникам, но и оказывать материальную помощь малоимущим, сиротам. Пастуховское училище в целях рекламы своей продукции рассылало перечень деталей, узлов, станков и оборудования, которые изготовлялись в мастерских училища. Одним из самых постоянных покупателей были подобные ремесленные училища по всей России. Среди дел, хранящихся в фондах Пастуховского училища, выделяется одно — №94 «Счета на оборудование мастерских Вологодской школы ремесленных учеников имени Д. С. Пермякова в г. Вологде».

Наряду с традиционной перепиской по поводу заказов, их поставки и оплаты выделяется переписка по поводу оплаты изготовленного в мастерских училища токарно-винторезного станка. Дело в том, что в Вологду станок поступил еще в 1913 году, а оплата произошла только в феврале 1917 года. Из этого можно сделать, по крайней мере, два вывода: первый — в училище практиковалось получение денег по уже совершенному факту поставки изделий и второе — в коммерческой деятельности училища случались и просчеты, которые оборачивались значительной (в данном случае на четыре года) задержкой оплаты за уже поставленную продукцию95. Можно предположить, что задержка произошла из-за перипетий, вызванных трудностями военного времени. Не исключено также и то, что виной задержек в оплате была различная ведомственная принадлежность учебных заведений.