ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Преподаватели и сотрудники училища должны были, по мысли Н. П. Пастухова, являть собой образец сочетания высокой квалификации и морально-этических качеств. Уже летом 1900 года на должность директора был утвержден М. П. Ершов — отвечавший, по мысли учредителя, этим условиям. Директор сам комплектовал педагогический состав. Для этого использовались и такие дополнительные преимущества, которых не было в других учебных заведениях. Великолепно оборудованные учебные и вспомогательные корпуса, мастерские и комфортное жилье не только для преподавателей и сотрудников, но и вспомогательного персонала, располагались очень компактно, в непосредственной близости друг от друга. По мнению Н. П. Пастухова, это должно было облегчить прежде всего быт учителей и их семей, с тем чтобы педагоги с большей энергией исполняли свои обязанности. Преподаватели и сотрудники имели право выбора: или получать квартиру с отоплением, или денежную компенсацию. То же касалось и столовой.

В дореволюционной России для служащих, преподавателей и других лиц, получавших «содержание» от казны, заработная плата исчислялась в расчете на один год. В соответствии с нормативами начала XX века директор получал 840 рублей плюс 250 рублей за заведование ремесленной школой, плюс 560 рублей за столовую. Итого 1650 рублей в год. Инспектор получал 300 рублей; руководитель практических работ за организацию практических занятий — 250 рублей; законоучитель — 240 рублей плюс 150 рублей за уроки в ремесленном училище; преподаватель русского языка и литературы в ремесленной школе — 150 рублей; мастер-техник — 600 рублей плюс за уроки 420 рублей; мастер в ремесленной школе — 310 рублей; надзиратель (воспитатель) — 310 рублей плюс 360 рублей за ведение уроков, плюс 240 рублей столовая; письмоводитель — 360 рублей плюс 240 рублей столовая; врач — 300 рублей. В качестве примера «подбора и воспитания кадров» можно взять историю трудоустройства и дальнейшей карьеры мастера Сафронова. В августе 1900 года мастер-техник Петрозаводского ремесленного училища обратился к директору Ершову с просьбой о принятии его на работу в открываемом училище. С первого сентября 1900 года он уже числился руководителем слесарно-механического ремесла в должности мастера-тех- ника основного отделения ремесленной школы. В дореволюционной России существовала устойчивая практика, при которой иногда даже вопросы сугубо личной жизни находились в компетенции руководителя учреждения. Например, 3 января 1903 года, уже положительно зарекомендовавший себя на работе Сафронов, в ответ на свою просьбу директору получил свидетельство, что «нет препятствий для Сафронова для вступления в первый брак с дочерью отставного капитана, девицей Марией Петровной Задориной». В 1904 году в ответ на просьбу об оказании материальной помощи на операцию и послеоперационное лечение он получил 200 рублей. В сентябре 1905 года по конкурсу он перешел на другую работу — заведующим низшей ремесленной школой в селе Середа Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1906 году он вновь обратился к теперь уже бывшему своему начальнику — директору училища Ершову с просьбой поддержать его в стремлении получить звание почетного личного гражданина. Дело в том, что подобное весьма престижное звание давалось, в том числе и за десятилетний «беспорочный труд» в своем ведомстве, в данном случае Министерстве народного просвещения. Оформив все необходимые документы, 6 декабря 1906 года Сафронов получил искомое звание личного почетного гражданина. Правда, по существовавшим тогда правилам он был обязан уплатить за оформление необходимых бумаг 2 марки по 1 руб. 25 коп. и внести 15 рублей пошлины за свидетельство личного почетного гражданства.

Для училищ, подобных Пастуховскому, существовали определенные нормативы по разным аспектам деятельности учреждения. Так, три нормальных класса должны были включать в первый год обучения 35 — 40 учеников, во второй — 28 — 37,в третий — 18 — 31. Из этого можно сделать, вывод, что допускался естественный «отсев» учащихся, а в связи с сокращением числа учащихся появлялось больше возможностей для индивидуализации обучения в старших классах.

«Денежное содержание» (оклад) преподавателей и сотрудников училища регламентировалось существовавшими для данного типа учебных заведений нормами. В соответствии с ними еженедельная нагрузка должна была составлять для преподавателей-предметников — 12 уроков, графических занятий (черчение, рисование и т.д.) — 15 уроков, лабораторные занятия в учебном корпусе — 20 часов, проведение практических занятий в мастерских — 25 часов. На одного руководителя работ технического училища полагалось 52 ученика, один мастер-техник предполагался на 37 учеников ремесленной школы. Преподаватели и сотрудники имели возможность повышать свою квалификацию на «курсах высшей переподготовки», участвовать в традиционных съездах учителей по своей специальности, как это сделал Ф. Котляров в декабре 1901 года, командированный для участия в Московском электротехническом съезде.

В организации работы мастерских и собственно в училище были задействованы представители различных специальностей, как правило, очень высокой квалификации, за счет большой привлекательности условий найма, и прежде всего потому, что для них были построены специальные помещения для жилья, где предоставлялась «квартира с отоплением». А это было весьма редким явлением для лиц наемного труда в условиях Ярославля начала XX века. В «делах» училища имеется следующий список «мастеров и рабочих»: литейный мастер — 1; кузнец — 1; токарь — 1; модельщик (столяр-мебельщик высшей квалификации) — 1; машинист — 1; слесарь — 2; формовщик — 3; кочегар — 1; молотобоец — 1; столяр — 1; вагранщик (литейщик) — 1; служители — 4; дворник — 2; писец — 2; кладовщик — 228.

Для представителей каждой специальности существовали «свои» условия труда. Вот что, в частности, входило в обязанности кочегара: приходить вовремя на работу, а уходить по окончании рабочего дня в мастерских, предварительно приведя в порядок паровой котел. В случае необходимости отлучения необходимо было разрешение заведующего мастерскими. Особо подчеркивалось, что приходить и находиться на работе необходимо в трезвом состоянии. Не разрешалось приводить к себе в квартиру в училищном доме компании и самому пьянствовать дома. Условия труда машиниста паровой машины дополнительно включали продолжительность рабочего дня — 10 часов. Но отмечалось, что в случае экстренного ремонта работы могут производиться в любое время. Особо выделялась «полная положительность» поведения. Заработная плата составляла 23 рубля в месяц плюс квартира с отоплением30. Для сравнения: средний годовой заработок рабочих по Ярославской губернии составлял 153 рубля.