Николай Дутов, кандидат исторических наук
27 ноября 1898 года к министру финансов обратился известный ярославский купец Николай Петрович Пастухов. В своем прошении он заявлял о готовности открыть механико-техническое училище в Ярославле. Все строительство предполагалось вести за счет просителя, но и с условием, что в дальнейшем все содержание персонала должно финансироваться за счет казны, а само училище должно именоваться «имени Пастухова». Кроме того, заявитель «обязывался выделить 100 тысяч рублей на процент, от которых осуществлять ремонт и содержать учебные помещения и мастерские». Весьма привлекательным для министра в этом прошении было обязательное условие бесплатного обучения.
Для будущего училища был выкуплен участок земли у почетных потомственных граждан Зызыкиных. Произошло это в марте 1898 г. Участок в 2440 кв. саженей (37 сажень вдоль Духовской, ныне Республиканской улицы и вглубь на 93 сажени). Стоимость строительства составила 520 тысяч рублей.
«Государственный совет, Департамент промышленности, налогов и торговли положили: учредить с 1 июля 1900 г. училище со школой имени Пастухова».
26 ноября 1900 года состоялось торжественное открытие училища, которое сопровождалось традиционным для тех лет молебном. Но в вязи с незавершенностью работ в учебном корпусе, хотя все мастерские были готовы к началу занятий, учебные занятия проходили в помещении городского четырехклассного училища (современное управление образования мэрии Ярославля, Волжская набережная, 27). По-видимому, городские власти не с очень большим удовольствием согласились на это. Документы свидетельствуют, что весь инвентарь, учебные и наглядные пособия, лампы и осветительный материал были закуплены училищем и туда принесены. Занятия для первого класса училища, а принято было 34 ученика, проводились в послеобеденное время, «во вторую смену» с 16.00 до 20.00 часов. В утренние часы проходили практические занятия в мастерских.
5 февраля 1901г. училище и ремесленная школа начали функционировать в построенных для них зданиях.
Начиная с 1904 года, на заседаниях педагогического совета неоднократно поднимался вопрос о расширении училища, особенно мастерских, которые становились уже тесными. Дело в том, что не в полной мере было учтено увеличение числа учащихся ремесленной школы и занятий ее воспитанников в мастерских. Но вопрос так и остался «в подвешенном состоянии». Совет не мог прийти к единому решению на этот счет. Объяснялось это тем, что кроме казенных, от Министерства народного просвещения и городских средств, на это требовалось привлечение завещанных сначала 100 тысяч, а потом еще 60 тысяч Пастуховского капитала. Но на проценты от этих денег педагогический совет училища увеличивал заработную плату мастерам и рабочим и самим учителям, оказывал помощь учащимся, выдавал «выходные пособия» выпускникам и т.д. В случае использования Пастуховского капитала резко бы сократились возможности совета по выделению денежных средств на эти цели. Поэтому, несмотря на рекомендации попечителя Московского учебного округа решить этот вопрос, причем с письменным объяснением причин отказа от расширения училища, членами педагогического совета вплоть до начала первой мировой войны так и не удалось. А в годы войны было уже не до разрешения этого вопроса. Поэтому вплоть до настоящего времени постройки училища так и остались неизменными.
Н.П. Пастухов, создавая училище, не жалел средств на его оснащение. Сами здания, как учебные, так и вспомогательные, были оснащены по последнему слову техники тогдашних коммунальных технологий. В училище имелось паро-духовое отопление, электрическое освещение, комфортное жилье не только для преподавателей и сотрудников, но и вспомогательного персонала.
Учебные, жилые и производственные помещения были оборудованы по «последнему слову» достижений в области создания необходимых условий. При строительстве, а главное эксплуатации, это приводило к большим затратам. Особенно дорого стоило обслуживание и поддержание в необходимом режиме электросетей. По воспоминаниям современников, по стенам здания тянулись переплетенные толстые (тонких тогда еще не было) провода освещения. Очень дорого стоила установка дополнительных выключателей, розеток, другого осветительного оборудования. Так, одна розетка с установкой «съедала» 15 рублей. Не менее дорого обходилась и телефонная связь, которой были соединены здания училища, как между собой, так и с городом. В 1901 году установка телефона, связывающего город со сторожем училища, обошлась училищной казне в 80 рублей.
Все ноябрьские заседания педагогического совета, которые проходили 4,11,18 и 28 ноября, а также декабрьские были посвящены в основном вопросам закупки учебно-наглядных пособий и оснащению ими учебных классов и мастерских8 в протоколах заседаний совета при утверждении сметы расходов на их приобретение за частую указывалось, что «цены на закупаемое оборудование – средне-справочные». Но при анализе заказов, особенно фирм-изготовителей, невольно закрадывается сомнение в справедливости такой констатации. Взять, к примеру, чертежный инструмент, который закупался для каждого из 60 учащихся: линейки грушевого дерева, лекало из Парижа, транспортир медный посеребренный, масштабы пальмового дерева, центрики роговые, тушь китайская настоящая, циркуль делительный из Франции и т.д. Были выписаны цветные карандаши всемирно известной фирмы Фабера, краски акварельные из Англии, лучшая французская бумага, прозрачный коленкор английский, лучший сорт ватмана фирмы Брикман, уголь для рисования венецианский, хорьковые кисти.
В училище была также собственная богатая коллекция минералов и горных пород из более чем 50 наименований. Для фотолаборатории были приобретены все необходимые принадлежности, включая, камеру, объектив, светофильтры и т.д. Имелись в училище и образцы всех мер и весов, как правило, из меди: аршин, фут, метр, сажень, литр, ведро, гири, русский разновес, метрический разновес, рычаг динамометрический, коллекция фигур для показа центра тяжести, коллекция моделей центра тяжести, водяной уровень, ватерпас, прибор для измерения давления, гидравлический пресс, сообщающиеся сосуды и т.д. Отдельно были закуплены принадлежности для классной доски. Для библиотеки училища было приобретено более 100 наименований различных технических руководств. В кабинете черчения имелись все необходимые таблицы, геометрические фигуры, гипсовые модели орнаментов, архитектурных ордеров.
Самым современным для своего времени оборудованием были оснащены и мастерские – слесарная, столярная и кузница. Слесарная мастерская состояла, например, из 3-х просторных светлых комнат. Пол был асфальтовый, имелся большой ватер-клозет, 6 раковин-писсуаров, «желобоватый» умывальник с 8-ю кранами. Столярная мастерская располагалась в одной большой светлой комнате, пол деревянный. Кузница и литейная имели пол земляной. Во всех мастерских имелась кипяченая вода в баках. Электричество поступало от собственной станции, что было большой редкостью. Отопление было паро-духовым, вентиляционным, не предусматривавшим батарей. Дело в том, что здесь печи находились в подвальном помещении, а теплый воздух шел по трубам, вмонтированным в толщу стен. Благодаря этому достигалась ровная температура всего здания. Вода поступала из водопровода, проходившего неподалеку и пущенного в строй еще в 1883 году.
Для функционирования училища важное значение имели и взаимоотношения с поставщиками сырья, топлива, оборудования, других необходимых для жизнедеятельности учебного заведения и его производственных и жилых помещений товаров и услуг. И здесь необходимо отметить, что при их определении существовал конкурс, где определялись необходимые условия поставок. Проводился он обычно весной. Так, например, в 1902 году «торги на поставку нефти» проходили 10 мая в 12 часов дня. Было определено, что «Товарищество Братьев Нобелей» будет поставлять «нефтяные остатки» (мазут для отопления), керосин и машинное масло по строго оговоренной цене. Определялись и другие поставщики товаров и услуг. Машиностроительный завод Смолякова поставлял голландский молотый уголь, магазин М.Н. Шубина– эмалированную и чайную посуду для столовой, переплетная Г.М. Дьякова в Ярославле – переплет книг и журналов для училищной библиотеки, Ярославская губернская тюрьма – пошив форменных сюртуков для сторожей училища,19 вывозка нечистот производилась силами Ярославского исправительного арестантского отделения, фанеру ореховую и ясеневую поставлял С.К. Затрапезнов и так далее.