Талантливые педагоги, преданные мастера
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
В. О. Ключевский
Важную роль в деятельности любого учебного заведения играют педагоги, от уровня которых зависят результаты обучения. Получить представление о педагогическом коллективе училища и ремесленной школы нам удалось, используя архивные материалы фонда пастуховского училища (ф. 569), которые хранятся в Государственном архиве Ярославской области. В нашем распоряжении оказались формулярные списки, содержащие основные сведения о лицах, осуществляющих свою деятельность в училище и ремесленной школе, отчеты о деятельности учебного заведения за конкретный период, переписка директора с попечителем Московского учебного округа, журналы заседаний педагогического совета и многое другое. В основном преподаватели были выпускниками Императорского Московского технического училища, которое давало высшее техническое образование по двум специальностям: инженер-механик и инженер-технолог. Также обращает внимание на себя тот факт, что большинство преподавателей были достаточно молодого возраста — от 25 до 35 лет.
Педагоги училища и ремесленной школы постоянно стремились к совершенствованию существовавшей системы профессионального обучения, регламентированной Уставом технических училищ 1889 года и отвечавшей потребностям российской промышленности и спросу на рабочие кадры. Прослеживается их активное участие в съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, выставках и комиссиях, которые проходили в Москве и Санкт-Петербурге.
Пастуховское училище и ремесленная школа находились под ведомством Министерства народного просвещения, и для принятия на должность преподавателя конкретного предмета необходимо было подать прошение на имя попечителя Московского учебного округа о предоставлении места тому или иному просителю. Только после получения одобрения попечителя директор учебного заведения мог допустить потенциального преподавателя к обязательным испытаниям по профильному предмету. Так, например, для преподавания русского языка и словесности необходимо было сдать: древний церковнославянский язык и «один из новых славянских языков и его литературу», историю русского языка с диалектологией, историю русской литературы, введение в языковедение, русскую историю, историю русской Церкви, историю философии, греческую и римскую литературу, по выбору испытуемого — один раздел из истории европейской литературы.
Исключение делалось лишь для выпускников университетов, которым оценки по необходимым предметам перезачитывались из диплома.
Министерство народного просвещения возлагало на педагогов не только организацию учебного процесса, подчеркивая важность планомерного распределения годовой нагрузки учебного материала. В своих циркулярах министерство постоянно подчеркивало необходимость сочетания учебной и воспитательной работы педагогов: «правильная постановка учебного дела имеет глубокое влияние на всю психологию ученика, не только дисциплинируя его мысль, но и развивая его волю, способность и любовь к труду, а, следовательно, и воспитывая его нравственные качества».
Педагогический состав учебного заведения тщательно подбирался его директором, Михаилом Петровичем Ершовым. Он сам активно участвовал в учебном процессе, преподавал геометрию и черчение (имел недельную нагрузку 14 уроков), причем по Уставу технических училищ должен был преподавать общеобразовательные дисциплины в обязательном порядке. Выпускник Санкт-Петербургского Технологического Института, М. П. Ершов к моменту открытия училища имел большой послужной список, несмотря на молодость лет (род. в 1864 г.): с 1889 по 1891 год состоял земским техником в Вятской губернии, с 1891 по 1895 год — инспектором Вятского Земского ремесленного училища, с 1895 по 1900 год — инспектором Петрозаводского ремесленного училища. Заведуя делами технического училища и ремесленной школы, М. П. Ершов получал жалованье в размере 2 665 рублей 66 копеек в год, куда входила и оплата за преподавание.
Н. П. Пастухов еще при строительстве училища проявил большую заботу о педагогах, отведя часть здания под квартиры с отоплением для учителей и их семей. По мысли создателя училища, это должно было способствовать большему энтузиазму педагогов в исполнении их обязанностей. Подбирать педагогов необходимо было в соответствии с Уставом технических училищ, и, как оказалось, дело было нелегким. Особенно в части преподавания математики: «…в настоящее время за выездом из Ярославля двух преподавателей математики Духовной семинарии, во всех учебных заведениях ощущается в математиках недостаток…»4. Для решения этой проблемы на должность преподавателя математики был приглашен выпускник Московского Императорского технического училища Алексей Морицович Пинцкер.
В учебных заведениях дореволюционного периода особое место занимал учебный предмет Закон Божий, по которому нельзя было получить «плохую» отметку. Можно представить, какое усердие необходимо было проявлять и учителю, и ученикам, чтобы добиться отличного результата в обучении. В Пастуховском училище и ремесленной школе с 1900 по 1905 годы законоучителем был священник церкви Николы Надеина Виктор Ливанов, окончивший в 1895 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Ливанов принимал активное участие в переписи населения 1897 года, за что был удостоен бронзовой медали. В. Ливанов имел опыт работы законоучителем в Баромысском начальном училище Мологского уезда, был заведующим воскресной женской школы при Боронягинском земском училище. В 1899 году он был назначен штатным членом Ярославской Духовной консистории.5 Преподавание в училище было для В. Ливанова делом очень ответственным. Так, на одном из заседаний педагогического Совета Виктор Ливанов поднял вопрос о невозможности проведения совместных уроков по Закону Божьему с учениками первых трех классов, указав в качестве причин, во-первых, необходимость подготовки учеников третьего класса к выпускным экзаменам, во-вторых, двухчасовые уроки очень утомляют учеников, что плохо отражается на продуктивности их работы.6 Усердное отношение к делу В. Ливанова давало высокий результат успеваемости учащихся. В ежегодных отчетах по училищу и ремесленной школе по предмету Закон Божий всегда стояла стопроцентная успеваемость.
Достаточно продолжительное время в Техническом училище имени Пастухова работал Константин Федорович Капелькин. Он родился 3 марта 1879 года и происходил из числа потомственных дворян. В 1902 году К. Ф. Капелькин окончил полный курс наук в Императорском Московском техническом училище со званием инженер-механик. С 1 сентября 1903 года Константин Федорович после получения одобрения попечителя Московского учебного округа приступил к преподавательской деятельности в Пастуховском училище в качестве преподавателя специальных предметов (физики, механики, черчения, химии) и исполняющего обязанности инспектора. Константин Федорович входил в состав хозяйственного комитета училища, а в отсутствие директора училища, Михаила Петровича Ершова, замещал его.
Сохранившиеся архивные документы дают нам представление о тех обязанностях, которые ложились на плечи педагогов: глубокое знание преподаваемого предмета, воспитание подрастающего поколения, участие в хозяйственных делах учебного заведения, в частности, осуществление контроля во время проведения ремонтных работ в помещениях училища и ремесленной школы, участие в различных съездах и комиссиях по профилю обучения, организация экскурсий для учащихся и т. д. К. Ф. Капелькин, как и другие члены педагогического коллектива, практически все время находился в училище, включая и обеденный двухчасовой перерыв. Послужной список Константина Федоровича весьма впечатляет: 1 февраля 1910 года он был утвержден в чине надворного советника, через год, 10 июля 1911 года, высочайшим приказом из надворных переведен в коллежские советники, о чем сохранилось свидетельство в ЯГВ (от 28 июня 1911 г., №49). А в 1912 году за выслугу лет произведен в статские советники. Еще одно свидетельство профессионализма Ф. В. Капелькина: ему, одному из немногих преподавателей училища, было дано право пройти высшую специальную подготовку и именоваться преподавателем гимназии, что позволяло преподавать кроме специальных предметов математику, физику и естествознание. Константин Федорович работал в училище до 23 июня 1918 года, когда Постановлением губернского отдела по народному образованию был уволен и в тот же день арестован.
Особое место в числе преподавателей училища и ремесленной школы занимали мастера-наставники, т.к. учащиеся должны были получить практические навыки работы с различными механическими приспособлениями. Для занятий в учебных мастерских отводилось много учебного времени. По штату технических училищ полагалось три руководителя, на одном из них было общее руководство ремесленными работами и ремесленным обучением. Обязанности между ними распределялись следующим образом: первый руководитель — заведующий мастерскими — осуществлял общее наблюдение по обучению ремеслам как в училище, так и в школе, и обязательно должен был иметь высшее образование; второй руководитель занимался с учениками первого класса в столярно-модельной мастерской, и на него приходилось 30 учеников; третий руководитель занимался с учениками второго и третьего класса в слесарно-механической мастерской, и под его началом было 65 – 70 учеников. Такая нагрузка для руководителей обучения в мастерских была непосильной. Для выхода из создавшегося положения в училище приглашались прикомандированные Министерством народного просвещения стипендиаты. Из приведенной ниже таблицы недельных уроков в училище мы видим соотношение общеобразовательных и специальных предметов, количество часов, отведенных на работу в мастерских:
<br\>
| Предметы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | Всего |
|---|---|---|---|---|
| Закон Божий | 1 | 1 | 1 | 3 |
| Арифметика | 2 | 1 | — | 3 |
| Алгебра | 3 | 2 | — | 5 |
| Геометрия | 3 | 3 | — | 6 |
| Химия | 3 | — | — | 3 |
| Физика | 3 | 2 | 2 | 7 |
| Механика | — | 4 | 3 | 7 |
| Технология | 2 | 2 | 2 | 6 |
| Устройство машин | — | 4 | 6 | 10 |
| Счетоводство | — | — | 2 | 2 |
| Рисование | 4 | 2 | 2 | 8 |
| Черчение | 4 | 4 | 6 | 14 |
| Работы в мастерских | 20 | 20 | 20 | 60 |
| Всего часов | 45 | 45 | 44 | 134 |
Таким образом, на приобретение навыков работы по той или иной ремесленной специальности отводилась почти половина учебного времени, а значит, и определенное количество часов (60), которое должны были работать мастера-наставники в ремесленных мастерских, обучая учеников.
Для преподавания специальных предметов в техническом училище и ремесленной школе необходимы были педагоги с техническим образованием, но, поскольку система низшего и среднего профессионального образования еще только формировалась в начале ХХ в., то и кадровый вопрос решить было достаточно сложно. Как отмечал С. В. Рождественский, «успешное развитие промышленного образования затруднялось приисканием достаточного числа сведущих и способных преподавателей, особенно для ремесленных училищ, по небольшому сравнительно вознаграждению за педагогический труд в них».8 Дело в том, что для выпускников, окончивших курс высших специальных училищ, существовала возможность получения более выгодной в финансовом плане вакансии на предприятиях.
1 сентября 1909 года М. П. Ершов обратился в правление Общества технологов с просьбой рекомендовать специалиста, инженера-технолога, на должность заведующего мастерскими, отмечая, что «желательно иметь человека трудолюбивого, интересующегося делом, работавшего хотя бы на заводе». В ответ на запрос директора училища Общество предложило трех кандидатов с подробной характеристикой каждого. Выбор был сделан в пользу выходца из крестьян, Ефима Аверкиевича Кривошеева. По окончании полного курса в Тверском ремесленном училище Е. А. Кривошеев поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, но за участие в студенческих беспорядках был отчислен со свидетельством за четыре курса. Правда, позднее Ефиму Аверкиевичу удалось успешно завершить обучение и пройти полный курс наук в упомянутом учебном заведении.
Е. А. Кривошеев был человеком деятельным, очень ревностно относился к своим обязанностям, о чем в одном из архивных документов директор училища написал: «Имею честь доложить, что Е. А. Кривошеев, обладая безупречными нравственными качествами и достаточным педагогическим опытом, отличается в высшей степени старательным исполнением всех своих служебных обязанностей, а потому он является лицом чрезвычайно полезным…». Е. А. Кривошеев был удостоен специального пособия в размере 175 рублей из специальных средств училища, а также поощрения в виде поездки в Петроград для участия в выставке промышленных изделий. Личность такого педагога, как Е. А. Кривошеев, не осталась без внимания со стороны вышестоящих органов, и в 1916 году он был назначен директором Петрозаводского технического училища судовых машинистов.
25 июля 1900 года к директору училища с прошением обратился Алексей Васильевич Савинов, претендуя на должность мастера столярно-модельного и токарного дела. А. В. Савинов в 1895 году окончил Нижегородское Кулибинское ремесленное училище, после чего поступил модельщиком на Сормовские заводы, а с 1898 года работал мастером в Нижегородском среднем механико-техническом училище. Имея ярославские корни, А. В. Савинов мечтал перебраться в родной город, что стало возможным с открытием Пастуховского училища, где он получил место руководителя столярно-модельного ремесла в техническом училище и мастера-техника второго отделения ремесленной школы. На должности мастера-техника Савинов получал в год 500 рублей, за уроки графических искусств — 310 рублей.10 Вместе с семьей Алексей Васильевич проживал на Дьяковской улице. После того, как в 1912 году Савинов был уволен с должности по состоянию здоровья, ему была определена пенсия в размере 540 рублей. Таким образом руководство училища заботилось о своих сотрудниках и после завершения их трудовой деятельности.
Несомненно, заслуживает внимания фигура преподавателя училища и ремесленной школы Ивана Авксентьевича Воскресенского. Сын чиновника (его отец Авксентий Николаевич был губернским секретарем), Иван Авксентьевич в 1889 году окончил Московский учительский институт с золотой медалью и, в отличие от остальных педагогов училища, имел педагогическое образование. После окончания института И. А. Воскресенский был назначен учителем Костромского городского училища. В 1896 году Иван Авксентьевич поступил в Харьковский Технологический институт, где окончил полный курс наук по механическому отделению со званием инженер-технолог. После завершения обучения в Харьковском Технологическом институте И. А. Воскресенский получил должность преподавателя и заведующего мастерскими в Пастуховском училище. В круг обязанностей Ивана Авксентьевича входило преподавание специальных предметов, русского языка и арифметики, проведение практических занятий в ремесленной школе, руководство практическими занятиями в училище, преподавание сведений по устройству паровых котлов и уходу за ними в ремесленной школе. И. А. Воскресенский имел жалованье 2 000 рублей в год, деньги по тем временам не малые, но и ответственность, которую нес Иван Авксентьевич, была велика. Он должен был в первую очередь научить учащихся работать на станках, небезопасных для подростков, и научить их соблюдать технику безопасности. Охрана здоровья учащихся находилась под пристальным вниманием руководства училища и ремесленной школы и педагогического совета: «…в целях предупреждения ушибов и поражений не пользоваться учениками для переноски тяжелых предметов, не давать им непосильных работ и не ставить неопытных на ответственные работы…».
Уроки рисования и черчения в училище и ремесленной школе преподавал выпускник Строгановского училища Алексей Евфимович Булочкин, который помимо этого исполнял обязанности надзирателя, а с 1913 года — библиотекаря. К моменту перехода на службу в Техничекое училище имени Пастухова А. Булочкин уже имел пятилетний опыт преподавания в Читинском ремесленном училище. Обладая природным художественным талантом, умением передать необходимые знания, Алексей Евфимович добивался того, что ученики уже к концу первого года обучения могли рисовать геометрические предметы, а во втором и третьем классе рисовали исключительно с натуры, в том числе вазы, орнаменты. В процессе освоения геометрического и проекционного черчения учащиеся должны были научиться строить технические чертежи и делать расчеты.
Для более успешного усвоения данных предметов класс рисования и чертежная имели многочисленные настенные таблицы, необходимый наглядный материал, специальные столы и наклонные доски. Директор училища и ремесленной школы М. П. Ершов высоко ценил заслуги А. Е. Булочкина, считая его работу очень успешной. За педагогическую деятельность в училище и ремесленной школе А. Е. Булочкин в 1907 году был представлен к ордену Святого Станислава 3 степени.
Талантливую плеяду преподавателей в нашем списке продолжает Федор Митрофанович Котляров, который происходил из купеческого звания. В 1901 году он окончил полный курс в Харьковском техническом институте со званием инженер-технолог. В одном из писем, адресованных М. П. Ершову, мы встречаем описание практического опыта Ф. М. Котлярова: постройка сельскохозяйственного корпуса при Харьковском техническом институте, здания и сооружения на судостроительном и механическом заводах в Николаеве, на Черноморском машиностроительном заводе в Николаеве, на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. В 1901 году в Пастуховском училище он получил должность заведующего мастерскими и преподавателя специальных предметов: физики, химии, технологии, механики, устройства машин. В 1904 году Ф. М. Котляров был переведен на должность инспектора Глуховского ремесленного училища имени тайного советника О. А. Терещенко.
В училище были не только штатные сотрудники, но и преподаватели по найму. Так, учитель Ярославского городского училища Александр Хренов, выпускник Московского учительского института, давал уроки русского языка и арифметики в количестве четырех уроков в неделю. Такое положение А. Хренова совсем не означало, что он приходил в училище лишь для проведения классных занятия. Он был секретарем педагогического совета училища и принимал самое активное участие в его деятельности.
Жизненный путь человека во многом определяется его учителями, теми, кто научил мыслить, дал представление об окружающем мире, ценностные ориентиры. Педагоги Пастуховского училища дали дорогу в жизнь многим подросткам — жителям Ярославской губернии начала ХХ века, которые в результате полученных знаний стали востребованными специалистами и имели выгодные рабочие места: слесарей и бригадиров в железнодорожных мастерских, машинистов при фабричных машинах, мастеров в мастерских электрического трамвая, чертежников в управлениях земств и железной дороги.
Наталья Панина