Талантливые педагоги, преданные мастера

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
В. О. Ключевский

Важную роль в деятельности любого учебного заведе­ния играют педагоги, от уровня которых зависят резуль­таты обучения. Получить представление о педагогическом коллективе училища и ремесленной школы нам удалось, ис­пользуя архивные материалы фонда пастуховского училища (ф. 569), которые хранятся в Государственном архиве Ярос­лавской области. В нашем распоряжении оказались фор­мулярные списки, содержащие основные сведения о лицах, осуществляющих свою деятельность в училище и ремес­ленной школе, отчеты о деятельности учебного заведения за конкретный период, переписка директора с попечителем Московского учебного округа, журналы заседаний педаго­гического совета и многое другое. В основном преподавате­ли были выпускниками Императорского Московского тех­нического училища, которое давало высшее техническое образование по двум специальностям: инженер-механик и инженер-технолог. Также обращает внимание на себя тот факт, что большинство преподавателей были достаточно мо­лодого возраста — от 25 до 35 лет.

Педагоги училища и ремесленной школы постоянно стремились к совершенствованию существовавшей системы профессионального обучения, регламентированной Уставом технических училищ 1889 года и отвечавшей потребностям российской промышленности и спросу на рабочие кадры. Прослеживается их активное участие в съездах русских дея­телей по техническому и профессиональному образованию, выставках и комиссиях, которые проходили в Москве и Санкт-Петербурге.

Пастуховское училище и ремесленная школа находи­лись под ведомством Министерства народного просвещения, и для принятия на должность преподавателя конкретного предмета необходимо было подать прошение на имя попечи­теля Московского учебного округа о предоставлении места тому или иному просителю. Только после получения одобре­ния попечителя директор учебного заведения мог допустить потенциального преподавателя к обязательным испытани­ям по профильному предмету. Так, например, для препода­вания русского языка и словесности необходимо было сдать: древний церковнославянский язык и «один из новых сла­вянских языков и его литературу», историю русского языка с диалектологией, историю русской литературы, введение в языковедение, русскую историю, историю русской Церкви, историю философии, греческую и римскую литературу, по выбору испытуемого — один раздел из истории европейской литературы.

Исключение делалось лишь для выпускников университетов, которым оценки по необходимым предметам перезачитывались из диплома.
Министерство народного просвещения возлагало на пе­дагогов не только организацию учебного процесса, подчерки­вая важность планомерного распределения годовой нагруз­ки учебного материала. В своих циркулярах министерство постоянно подчеркивало необходимость сочетания учебной и воспитательной работы педагогов: «правильная постанов­ка учебного дела имеет глубокое влияние на всю психологию ученика, не только дисциплинируя его мысль, но и развивая его волю, способность и любовь к труду, а, следовательно, и воспитывая его нравственные качества».

Педагогический состав учебного заведения тщатель­но подбирался его директором, Михаилом Петровичем Ер­шовым. Он сам активно участвовал в учебном процессе, преподавал геометрию и черчение (имел недельную на­грузку 14 уроков), причем по Уставу технических училищ должен был преподавать общеобразовательные дисциплины в обязательном порядке. Выпускник Санкт-Петербургского Технологического Института, М. П. Ершов к моменту от­крытия училища имел большой послужной список, несмотря на молодость лет (род. в 1864 г.): с 1889 по 1891 год состоял земским техником в Вятской губернии, с 1891 по 1895 год — инспектором Вятского Земского ремесленного училища, с 1895 по 1900 год — инспектором Петрозаводского ремес­ленного училища. Заведуя делами технического училища и ремесленной школы, М. П. Ершов получал жалованье в раз­мере 2 665 рублей 66 копеек в год, куда входила и оплата за преподавание.

Н. П. Пастухов еще при строительстве училища проявил большую заботу о педагогах, отведя часть здания под квар­тиры с отоплением для учителей и их семей. По мысли соз­дателя училища, это должно было способствовать большему энтузиазму педагогов в исполнении их обязанностей. Под­бирать педагогов необходимо было в соответствии с Уставом технических училищ, и, как оказалось, дело было нелегким. Особенно в части преподавания математики: «…в настоящее время за выездом из Ярославля двух преподавателей мате­матики Духовной семинарии, во всех учебных заведениях ощущается в математиках недостаток…»4. Для решения этой проблемы на должность преподавателя математики был приглашен выпускник Московского Императорского техни­ческого училища Алексей Морицович Пинцкер.

В учебных заведениях дореволюционного периода особое место занимал учебный предмет Закон Божий, по которому нельзя было получить «плохую» отметку. Можно предста­вить, какое усердие необходимо было проявлять и учителю, и ученикам, чтобы добиться отличного результата в обуче­нии. В Пастуховском училище и ремесленной школе с 1900 по 1905 годы законоучителем был священник церкви Нико­лы Надеина Виктор Ливанов, окончивший в 1895 году Мо­сковскую Духовную Академию со степенью кандидата бо­гословия. Ливанов принимал активное участие в переписи населения 1897 года, за что был удостоен бронзовой медали. В. Ливанов имел опыт работы законоучителем в Баромыс­ском начальном училище Мологского уезда, был заведую­щим воскресной женской школы при Боронягинском зем­ском училище. В 1899 году он был назначен штатным членом Ярославской Духовной консистории.5 Преподавание в учи­лище было для В. Ливанова делом очень ответственным. Так, на одном из заседаний педагогического Совета Виктор Ливанов поднял вопрос о невозможности проведения со­вместных уроков по Закону Божьему с учениками первых трех классов, указав в качестве причин, во-первых, необ­ходимость подготовки учеников третьего класса к выпуск­ным экзаменам, во-вторых, двухчасовые уроки очень утом­ляют учеников, что плохо отражается на продуктивности их работы.6 Усердное отношение к делу В. Ливанова давало высокий результат успеваемости учащихся. В ежегодных от­четах по училищу и ремесленной школе по предмету Закон Божий всегда стояла стопроцентная успеваемость.

Достаточно продолжительное время в Техническом учи­лище имени Пастухова работал Константин Федорович Ка­пелькин. Он родился 3 марта 1879 года и происходил из числа потомственных дворян. В 1902 году К. Ф. Капелькин окон­чил полный курс наук в Императорском Московском техни­ческом училище со званием инженер-механик. С 1 сентября 1903 года Константин Федорович после получения одобре­ния попечителя Московского учебного округа приступил к преподавательской деятельности в Пастуховском училище в качестве преподавателя специальных предметов (физики, механики, черчения, химии) и исполняющего обязанности инспектора. Константин Федорович входил в состав хозяй­ственного комитета училища, а в отсутствие директора учи­лища, Михаила Петровича Ершова, замещал его.

Сохранившиеся архивные документы дают нам пред­ставление о тех обязанностях, которые ложились на пле­чи педагогов: глубокое знание преподаваемого пред­мета, воспитание подрастающего поколения, участие в хозяйственных делах учебного заведения, в частно­сти, осуществление контроля во время проведения ре­монтных работ в помещениях училища и ремесленной школы, участие в различных съездах и комиссиях по про­филю обучения, организация экскурсий для учащихся и т. д. К. Ф. Капелькин, как и другие члены педагогического коллектива, практически все время находился в училище, включая и обеденный двухчасовой перерыв. Послужной список Константина Федоровича весьма впечатляет: 1 фев­раля 1910 года он был утвержден в чине надворного совет­ника, через год, 10 июля 1911 года, высочайшим приказом из надворных переведен в коллежские советники, о чем со­хранилось свидетельство в ЯГВ (от 28 июня 1911 г., №49). А в 1912 году за выслугу лет произведен в статские совет­ники. Еще одно свидетельство профессионализма Ф. В. Капелькина: ему, одному из немногих преподавателей учи­лища, было дано право пройти высшую специальную подго­товку и именоваться преподавателем гимназии, что позволя­ло преподавать кроме специальных предметов математику, физику и естествознание. Константин Федорович работал в училище до 23 июня 1918 года, когда Постановлением гу­бернского отдела по народному образованию был уволен и в тот же день арестован.

Особое место в числе преподавателей училища и ремес­ленной школы занимали мастера-наставники, т.к. учащиеся должны были получить практические навыки работы с раз­личными механическими приспособлениями. Для занятий в учебных мастерских отводилось много учебного времени. По штату технических училищ полагалось три руководителя, на одном из них было общее руководство ремесленными работа­ми и ремесленным обучением. Обязанности между ними рас­пределялись следующим образом: первый руководитель — заведующий мастерскими — осуществлял общее наблюде­ние по обучению ремеслам как в училище, так и в школе, и обязательно должен был иметь высшее образование; вто­рой руководитель занимался с учениками первого класса в столярно-модельной мастерской, и на него приходилось 30 учеников; третий руководитель занимался с учениками вто­рого и третьего класса в слесарно-механической мастерской, и под его началом было 65 – 70 учеников. Такая нагрузка для руководителей обучения в мастерских была непосиль­ной. Для выхода из создавшегося положения в училище при­глашались прикомандированные Министерством народного просвещения стипендиаты. Из приведенной ниже таблицы недельных уроков в училище мы видим соотношение обще­образовательных и специальных предметов, количество ча­сов, отведенных на работу в мастерских:

<br\>

Предметы1 класс2 класс3 классВсего
Закон Божий1113
Арифметика213
Алгебра325
Геометрия336
Химия33
Физика3227
Механика437
Технология2226
Устройство машин4610
Счетоводство22
Рисование4228
Черчение44614
Работы в мастерских20202060
Всего часов454544134

Таким образом, на приобретение навыков работы по той или иной ремесленной специальности отводилась почти по­ловина учебного времени, а значит, и определенное коли­чество часов (60), которое должны были работать мастера-наставники в ремесленных мастерских, обучая учеников.

Для преподавания специальных предметов в техниче­ском училище и ремесленной школе необходимы были пе­дагоги с техническим образованием, но, поскольку система низшего и среднего профессионального образования еще только формировалась в начале ХХ в., то и кадровый вопрос решить было достаточно сложно. Как отмечал С. В. Рожде­ственский, «успешное развитие промышленного образования затруднялось приисканием достаточного числа сведущих и способных преподавателей, особенно для ремесленных учи­лищ, по небольшому сравнительно вознаграждению за пе­дагогический труд в них».8 Дело в том, что для выпускников, окончивших курс высших специальных училищ, существо­вала возможность получения более выгодной в финансовом плане вакансии на предприятиях.

1 сентября 1909 года М. П. Ершов обратился в правление Общества технологов с просьбой рекомендовать специали­ста, инженера-технолога, на должность заведующего ма­стерскими, отмечая, что «желательно иметь человека тру­долюбивого, интересующегося делом, работавшего хотя бы на заводе». В ответ на запрос директора училища Общество предложило трех кандидатов с подробной характеристикой каждого. Выбор был сделан в пользу выходца из крестьян, Ефима Аверкиевича Кривошеева. По окончании полного курса в Тверском ремесленном училище Е. А. Кривошеев поступил в Санкт-Петербургский технологический инсти­тут, но за участие в студенческих беспорядках был отчислен со свидетельством за четыре курса. Правда, позднее Ефиму Аверкиевичу удалось успешно завершить обучение и пройти полный курс наук в упомянутом учебном заведении.

Е. А. Кривошеев был человеком деятельным, очень рев­ностно относился к своим обязанностям, о чем в одном из архивных документов директор училища написал: «Имею честь доложить, что Е. А. Кривошеев, обладая безупречными нравственными качествами и достаточным педагогическим опытом, отличается в высшей степени старательным испол­нением всех своих служебных обязанностей, а потому он является лицом чрезвычайно полезным…». Е. А. Кривоше­ев был удостоен специального пособия в размере 175 рублей из специальных средств училища, а также поощрения в виде поездки в Петроград для участия в выставке промышленных изделий. Личность такого педагога, как Е. А. Кривошеев, не осталась без внимания со стороны вышестоящих органов, и в 1916 году он был назначен директором Петрозаводского технического училища судовых машинистов.

25 июля 1900 года к директору училища с прошени­ем обратился Алексей Васильевич Савинов, претендуя на должность мастера столярно-модельного и токарного дела. А. В. Савинов в 1895 году окончил Нижегородское Кулибин­ское ремесленное училище, после чего поступил модельщи­ком на Сормовские заводы, а с 1898 года работал мастером в Нижегородском среднем механико-техническом училище. Имея ярославские корни, А. В. Савинов мечтал перебрать­ся в родной город, что стало возможным с открытием Па­стуховского училища, где он получил место руководителя столярно-модельного ремесла в техническом училище и мастера-техника второго отделения ремесленной школы. На должности мастера-техника Савинов получал в год 500 рублей, за уроки графических искусств — 310 рублей.10 Вместе с семьей Алексей Васильевич проживал на Дьяков­ской улице. После того, как в 1912 году Савинов был уволен с должности по состоянию здоровья, ему была определена пенсия в размере 540 рублей. Таким образом руководство училища заботилось о своих сотрудниках и после заверше­ния их трудовой деятельности.

Несомненно, заслуживает внимания фигура преподава­теля училища и ремесленной школы Ивана Авксентьевича Воскресенского. Сын чиновника (его отец Авксентий Ни­колаевич был губернским секретарем), Иван Авксентьевич в 1889 году окончил Московский учительский институт с золотой медалью и, в отличие от остальных педагогов учи­лища, имел педагогическое образование. После окончания института И. А. Воскресенский был назначен учителем Ко­стромского городского училища. В 1896 году Иван Авксен­тьевич поступил в Харьковский Технологический институт, где окончил полный курс наук по механическому отделению со званием инженер-технолог. После завершения обучения в Харьковском Технологическом институте И. А. Воскре­сенский получил должность преподавателя и заведующего мастерскими в Пастуховском училище. В круг обязанностей Ивана Авксентьевича входило преподавание специальных предметов, русского языка и арифметики, проведение прак­тических занятий в ремесленной школе, руководство прак­тическими занятиями в училище, преподавание сведений по устройству паровых котлов и уходу за ними в ремесленной школе. И. А. Воскресенский имел жалованье 2 000 рублей в год, деньги по тем временам не малые, но и ответственность, которую нес Иван Авксентьевич, была велика. Он должен был в первую очередь научить учащихся работать на стан­ках, небезопасных для подростков, и научить их соблюдать технику безопасности. Охрана здоровья учащихся нахо­дилась под пристальным вниманием руководства училища и ремесленной школы и педагогического совета: «…в целях предупреждения ушибов и поражений не пользоваться уче­никами для переноски тяжелых предметов, не давать им не­посильных работ и не ставить неопытных на ответственные работы…».

Уроки рисования и черчения в училище и ремеслен­ной школе преподавал выпускник Строгановского училища Алексей Евфимович Булочкин, который помимо этого испол­нял обязанности надзирателя, а с 1913 года — библиотекаря. К моменту перехода на службу в Техничекое училище имени Пастухова А. Булочкин уже имел пятилетний опыт препо­давания в Читинском ремесленном училище. Обладая при­родным художественным талантом, умением передать не­обходимые знания, Алексей Евфимович добивался того, что ученики уже к концу первого года обучения могли рисовать геометрические предметы, а во втором и третьем классе ри­совали исключительно с натуры, в том числе вазы, орнамен­ты. В процессе освоения геометрического и проекционного черчения учащиеся должны были научиться строить техни­ческие чертежи и делать расчеты.

Для более успешного усвоения данных предметов класс рисования и чертежная имели многочисленные настенные таблицы, необходимый наглядный материал, специальные столы и наклонные доски. Директор училища и ремесленной школы М. П. Ершов высоко ценил заслуги А. Е. Булочкина, считая его работу очень успешной. За педагогическую дея­тельность в училище и ремесленной школе А. Е. Булочкин в 1907 году был представлен к ордену Святого Станислава 3 степени.

Талантливую плеяду преподавателей в нашем списке продолжает Федор Митрофанович Котляров, который про­исходил из купеческого звания. В 1901 году он окончил полный курс в Харьковском техническом институте со зва­нием инженер-технолог. В одном из писем, адресованных М. П. Ершову, мы встречаем описание практического опы­та Ф. М. Котлярова: постройка сельскохозяйственного кор­пуса при Харьковском техническом институте, здания и сооружения на судостроительном и механическом заводах в Николаеве, на Черноморском машиностроительном заводе в Николаеве, на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. В 1901 году в Пастуховском училище он полу­чил должность заведующего мастерскими и преподавателя специальных предметов: физики, химии, технологии, ме­ханики, устройства машин. В 1904 году Ф. М. Котляров был переведен на должность инспектора Глуховского ремеслен­ного училища имени тайного советника О. А. Терещенко.

В училище были не только штатные сотрудники, но и преподаватели по найму. Так, учитель Ярославского город­ского училища Александр Хренов, выпускник Московско­го учительского института, давал уроки русского языка и арифметики в количестве четырех уроков в неделю. Такое положение А. Хренова совсем не означало, что он приходил в училище лишь для проведения классных занятия. Он был секретарем педагогического совета училища и принимал са­мое активное участие в его деятельности.

Жизненный путь человека во многом определяется его учителями, теми, кто научил мыслить, дал представление об окружающем мире, ценностные ориентиры. Педагоги Пастуховского училища дали дорогу в жизнь многим под­росткам — жителям Ярославской губернии начала ХХ века, которые в результате полученных знаний стали востребо­ванными специалистами и имели выгодные рабочие места: слесарей и бригадиров в железнодорожных мастерских, ма­шинистов при фабричных машинах, мастеров в мастерских электрического трамвая, чертежников в управлениях земств и железной дороги.

Наталья Панина