Училище
Людмила Пенкина
Николай Петрович Пастухов получил домашнее образование и уже с 12 лет начал изучать торговые операции, исполняя разные коммерческие поручения. Ощущая недостаток знаний, полученных в детстве и юности, всю свою сознательную жизнь Николай Петрович очень много читал. Благодаря огромной любви к книге купец Пастухов прекрасно знал русскую литературу, получал все выходившие в 40 — 50-х годах русские журналы. Пастухов страстно любил театр.
Осознавая, как трудно получить хорошее образование детям из необеспеченных семей, Николай Петрович Пастухов и задумался об открытии технического училища. В 1895 году он публично объявил о своей задумке: «Создать училище, имеющее целью наряду с обучением столярному и слесарному производству сообщать учащимся знания и умения, необходимые ближайшим и непосредственным руководителям труда».
В крепостной книге Ярославского нотариального архива купцом Пастуховым сделана запись: «Я, Николай Петрович Пастухов, устроил своим счетом на приобретенной мной земле в городе Ярославле на углу Духовской и Романовской улиц каменные здания для механического училища и ремесленной школы… и каковые здания со своей застроенной и незастроенной землей… приношу в дар ведомству Министерства народного просвещения».
27 ноября 1898 года Николай Петрович Пастухов обратился с прошением к министру финансов о разрешении открыть училище на следующих условиях:
Государственный Совет департамента промышленности, науки и торговли рассмотрел представление Министерства народного просвещения об учреждении в городе Ярославле низшего технического училища и «милостиво положил»:
Необходимость в Ярославле подобного училища была обусловлена прежде всего высокими темпами роста промышленности, особенно металлообрабатывающей в центральном регионе России в начале XX века. Использование в легкой, пищевой, деревообрабатывающей, мукомольной, химической и других отраслях производства паровых, электрических и прочих двигателей также требовало квалифицированных рабочих и для обслуживания, и для их ремонта.
Сохранились интересные воспоминания о строительстве училища. Место было выбрано на пересечении двух улиц — Романовской и Духовской (ныне — улицы Некрасова и Республиканская). Это был топкий, болотистый участок. По воспоминаниям преподавателя училища В. Ф. Готовцева, сначала пришлось выкопать весь жидкий грунт, затем засыпать это место песком, зацементировать его и снова засыпать землей. Пастухов сам присутствовал при закладке фундамента и строительстве здания. Николай Петрович Пастухов очень беспокоился относительно грунтовых вод, которые могли затапливать подвалы. Допускать этого было нельзя, так как отопление предусматривалось паровое, и вся система парового отопления сосредотачивалась в подвалах. Поэтому Пастухов сам контролировал и закладку фундамента, и строительство.
26 ноября (по старому стилю) 1900 года училище было открыто. «Ярославские губернские ведомости» об этом знаменательном событии написали так: «В воскресенье, 26 ноября, в 12 часов дня в городском училище отслужен был молебен перед началом занятий в низшем техническом училище Н. П. Пастухова. Молебствие совершил священник отец Виктор Ливанов. В техническое училище принято 36 учеников, в ремесленную школу – 22. Все ученики преимущественно уроженцы Ярославля».
Училище было рассчитано на 120 учеников, а ремесленная школа на 60. Принимали мальчиков 13 – 14 лет из различных сословий (крестьяне, мещане, дети священнослужителей). Курс обучения был трехлетним. Обучение было бесплатным.
В училище была введена своя форма: двубортные тужурки из черного сукна с 12 металлическими золотыми пуговицами, с отложным воротником, плотно застегивающимся около шеи на крючок, с петлицами и с позолоченным металлическим знаком технического училища. На знаке были изображены циркуль, разводной ключ, молоток и треугольник. По воротнику тужурки, обшлагам рукавов и петлицам шел синий кант.
Шаровары были навыпуск. Черная фуражка с козырьком и с синим кантом на тулье и околыше. Учащиеся смотрелись строго и аккуратно. Форму ученика училища дополняла синяя блуза-рубаха с поясом из ремня — ее надевали для работы в мастерских.
Преподавание велось по программам, утвержденным Министерством народного просвещения 10 ноября 1891 года. Кроме общеобразовательных предметов – Закон Божий, арифметика, русский язык – изучали алгебру, геометрию, физику, механику, химию, устройство машин, механическое производство, рисование и черчение. Рисование и черчение преподавали по специальному плану, в несколько этапов: от простых фигур — в первых классах, до чертежей деталей и целых станков — в старших классах.
В училище было много сложных предметов. Но преподаватели училища так умело распределяли учебный материал, что ученики усваивали все в классе. С теми, кому знания давались трудно, преподаватели занимались дополнительно в свободное от уроков время.
Самое серьезное внимание уделялось практике, без которой невозможно научиться какому-либо ремеслу. Обучение столярно-модельному и литейному делу велось по специальным программам. Параллельно с теорией учащиеся приобретали и практические навыки в мастерских. Высокая техническая оснащенность производственной базы позволяла вести все практические занятия, не выходя за территорию учебного комплекса. Здесь была даже своя литейка, где работали учителя и мастера высокой квалификации. В конце учебного года каждый ученик должен был представить свои работы на комиссию. Наиболее интересные из них выставлялись в музее училища и даже экспонировались в Москве.
Педагоги училища были глубоко образованными людьми, отличающимися прежде всего широтой взглядов и разнообразием интересов. Некоторые из педагогов имели ученые степени, практически все имели большой педагогический стаж. Все преподаватели, руководители слесарно-механических работ, мастера-техники, чтобы попасть на работу в училище, должны были представить несколько рекомендаций и проходили конкурс на замещение должности.
Директор училища Михаил Петрович Ершов окончил технологический институт в Санкт-Петербурге. В 1900 году был награжден большой серебряной медалью на Всемирной Парижской Выставке в Париже. Михаил Петрович решал не только административные задачи, связанные с учебным процессом и с оборудованием училища, вел постоянную деловую переписку, но и сам преподавал каждый день с 16 часов до 17.30, встречался с родителями учеников и беседовал об их успеваемости.
Учитель рисования и библиотекарь Алексей Ефимович Булочкин окончил Строгановское художественное училище. За службу в Пастуховском училище был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. А преподаватели Константин Федорович Капелькин, Федор Лукич Сперанский и Петр Константинович Нотарьев были удостоены ордена Святого Станислава 3-й степени.
Заботились педагоги и о здоровье своих учеников. Были созданы все условия для занятий в классах: вентиляция, освещение и отопление в классах отвечали самым высоким требованиям. Даже мебель была сделана по специальному образцу. Кроме того, столы изготовлялись четырех разных размеров: ДЛЯ учеников от 14 до 20 лет. В мастерских на станках были установлены предохранительные сетки, а при работе на станках ученики обязательно надевали специальные очки для защиты глаз от повреждений.
Врач в училище ежедневно проверял санитарное состояние помещений – и классов, и мастерских, следил за физическим здоровьем учеников, принимал в амбулатории больных, посещал их на дому и присутствовал на занятиях физической культурой. Занятия физической культурой имели цель простую – привить ученикам выносливость, добиться у учащихся легкости и изящества в движениях, развить у них ловкость, находчивость и разумную уверенность в себе.
В училище учили не только профессии, но и занимались воспитанием личности. Сам Николай Петрович Пастухов ввел традицию: каждый ученик должен посадить рядом с училищем дерево и ухаживать за ним. Сегодня у здания Пастуховского училища по улице Некрасова выросла целая липовая аллея.
Чтобы дети не переутомлялись от занятий, им давали дополнительные дни отдыха. В эти дни ученики ездили на экскурсии, посещали музеи и библиотеки. За отличную учебу учеников водили бесплатно в театр. Следили и за внешним видом и за поведением своих подопечных. В циркуляре, касающемся поведения учащихся и надзора за ними, сказано: «Учащимся среднего учебного заведения воспрещается посещение трактиров, ресторанов, пивных лавок, а равно курение табака в общественных и публичных местах».
Большинство учеников ремесленной школы жили далеко от училища, и в выходные и праздничные дни их отпускали домой. В учебные дни был установлен двухчасовой обеденный перерыв. Утром и вечером всех желающих поили горячим чаем.
Педагоги училища устраивали памятные вечера, посвященные русским писателям и поэтам, в которых учащиеся принимали активное участие. На праздниках часто присутствовал и почетный попечитель училища Николай Петрович Пастухов. Он любил детей и всегда старался их чем-нибудь порадовать. Например, на литературных вечерах он дарил ученикам книги, а потом обязательно угощал чаем и сладостями.
Училище не оставляло без внимания и семьи своих работников, призванных на фронт в годы первой мировой войны. Им выплачивали пособия, а для увечных воинов открыли специальные курсы при мастерских училища.
Почти два десятка лет существовало училище (в 1919 году его преобразовали в механический техникум). За неполных двадцать лет училище Н. П. Пастухова подготовило и выпустило немало мастеров, слесарей, токарей, кузнецов, литейщиков, жестянщиков и рабочих многих других специальностей. В нашей округе низших технических училищ было несколько, в том числе в Костроме и в Рыбинске. Но стремились отдать детей на учение именно в Ярославское техническое училище Н. П. Пастухова. Слава его была общепризнанной. О значимости училища говорит тот факт, что в словаре Брокгауза и Ефрона оно названо среди трех наиболее известных в России технических училищ подобного класса.
Журнал «Ярославские зарницы» в 1900 году писал: «Вечный памятник по себе оставил Н. П. Пастухов основанием в Ярославле технического училища». Именно за этот бесценный дар родному краю Николай Петрович Пастухов был возведен в потомственное дворянское достоинство.
Механико-техническое училище и ремесленная школа Н. П. Пастухова просуществовали практически в первозданном виде до 1919 года. В 1919 году Пастуховское училище было преобразовано в механический техникум, который находился в ведении Губернского отдела народного образования. В 1920 году техникум перешел в систему Губпрофобразования. В 1929 году техникум стал называться индустриальным. В 1931 – 1933 годах техникум называется механико-теплотехническим и переходит в подчинение Главного управления СК Наркомата тяжелой промышленности СССР. С 1934 года техникум стал называться химико-механическим и перешел в систему Управления Главкаучука Наркомата тяжелой промышленности.
Сегодня химико-механический техникум – крупнейшее учебное заведение, на двенадцати отделениях которого обучаются две тысячи человек, из них полторы тысячи на дневном отделении и пятьсот человек – на заочном отделении. За время своего существования техникум подготовил более 25 тысяч специалистов, которые работают в самых разнообразных отраслях химической и нефтехимической промышленности. В техникуме много опытных преподавателей, которые хранят традиции, заложенные Николаем Петровичем Пастуховым, и бережно передают их от поколения к поколению. А о жизни и деятельности Николая Петровича Пастухова рассказывает музей техникума.