В дореволюционной России каждое учебное заведение должно было иметь штатного врача. В соответствии со сложившейся практикой на это место объявлялся конкурс, в котором, как правило, участвовало несколько кандидатов на эту должность, обычно врачей-терапевтов. Несмотря на скромное для врача жалованье — 300 рублей в год «без стола и квартиры», желающих было достаточно много66. Наличие постоянной работы для врача было не только престижным, но и обязательным условием для открытия частной практики, которая и приносила основной доход. В случае необходимости училищный врач направлял своих пациентов к узким специалистам, в том числе к зубному. Штатный врач должен был являться в свой кабинет каждый день. Здесь он принимал обратившихся к нему учеников, выдавал медикаменты, проводил регулярный осмотр. Любая врачебная помощь, в том числе узких специалистов, была для учащихся бесплатной.
В обязанности врача входил медицинский осмотр учащихся в начале и в конце учебного года. Важной составной частью его деятельности был надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой в классах, мастерских, а также на съемных квартирах у иногородних учеников.
Училищный врач оказывал и первую помощь при травмах, полученных в мастерских. Судя по отчетным документам, наиболее характерными обращениями учащихся к врачу были по поводу ссадин, ожогов (в литейной мастерской), болезни уха, горла, носа, желудочно-кишечного тракта, зрения, кожных заболеваний.
Училищный врач принимал участие в заседаниях педагогического совета. Здесь им высказывались замечания, предложения по улучшению работы в мастерских, особенно уделялось внимание средствам защиты от травм. По предложению врача были приобретены защитные очки, оборудованы защитные сетки между станками и верстаками мастерских, улучшена вентиляция. Но его предложения и пожелания не всегда находили понимания коллег-преподавателей. Так, в ходе заседания педагогического совета 6 марта 1903 года училищный врач С. В. Кривошеин предложил устраивать получасовой перерыв после двух часов занятий в мастерских для «физических игр на свежем воздухе». Но оно было отклонено, а вместо этого было решено усилить мощность вентиляционной системы.
В начале 1902-1903 учебного года училищный врач активно участвовал в решении вопроса «об урегулировании труда учащихся и их правильного физического развития». В числе предложений попечителя Московского учебного округа были: сокращение уроков до 50 минут, увеличение времени перемен между уроками с 5 минут до 10 после первого и второго уроков и до 15 минут после третьего урока. Начало занятий было отнесено к 8 часам утра вместо 7 часов 45 минут, как было раньше. В немалой степени это была заслуга врача, активно отстаивавшего данное предложение.
К сожалению, не все предложения врача, основанные в том числе и на рекомендациях попечителя Московского учебного округа, были приняты и реализованы. Мотивацией для отказа в предоставлении горячей пищи ученикам было то, что подавляющее большинство учащихся являются ярославцами и поэтому могут обедать дома во время 2-часового перерыва, с 12 до 14 часов дня. Что же касается включения в расписание уроков физкультуры, отклонено оно было на том основании, что, во-первых, расписание было и так перегружено основными дисциплинами, в том числе работами в мастерских, а во-вторых, отсутствием помещений для проведения физкультурных занятий. Для санитарного просвещения учащихся были приобретены «стенные таблицы с описанием различных, в том числе заразных, болезней». В училище и школе ввели санитарные листки (современная медицинская карта) на каждого из учащихся и готовился ежегодный отчет.
Для учащихся в течение дня постоянно был кипяток, а в кузнице и литейке — кипяченая холодная вода. Все желающие могли выпить горячего чая (кипятка) до занятий, а также во время обеда. Пищу принимали лишь ту, что приносили с собой в специальном помещении — столовой.
При активном участии врача была увеличена мощность электрического освещения, тем более что училище имело свой, независимый от города источник электроэнергии. Была налажена регулярная, один раз в месяц, чистка отхожих ям от ватерклозетов с использованием водяного слива. Кстати, подобные «удобства» были далеко не во всех домах зажиточных ярославцев.