Уехали на лето в Швейцарию, оказалось – навсегда
Воспоминания Дмитрия Михайловича Шаховского – это память внука Дмитрия Александровича Пастухова (1846 – 1927, Брюссель). Детство Дмитрия Михайловича и его родной сестры Елизаветы пронизано любовью к бабушке, Анне Андреевне Пастуховой (1859 – 1944), в тот период уже вдовы Дмитрия Александровича Пастухова, к маме — их дочери Марии Дмитриевне (1906 – 1989), в замужестве княгине Шаховской, и к ее дядям и тете, ее родным братьям и сестре: Ивану (1894 – 1977), Владимиру (1898 – 1967) и Елизавете, в замужестве Даниловой.
Дмитрий Михайлович родился под Парижем в 1934 году, вырос в Париже русским человеком. Изучал русскую историю, литературу. Стал доктором наук, профессором. Женился в Москве на Наталье Александровне Егоровой в 1967 году. Дети Иван (род. в Париже, 1969 г.), Наталья (род. в Париже, 1971 г., в замужестве графиня де Прадель де ля Маз) и Илларион (род. в Париже, 1981 г.).
Сестра Дмитрия Михайловича — Елизавета (род. под Парижем 1937 г.), вышла замуж (Париж, 1960 г.) за барона Алексея Николаевича Тизенгаузена. Дети Алексей (1962 г.р.), Николай (1963 г.р.), Анна и Елизавета (1974 г.р.) воспитаны в православии и знании русского языка.
Замечательное пребывание в Ярославле в 2010 году, юбилейном для города, и посещение пастуховских мест, радушный прием в пастуховском доме всколыхнули в душе моей воспоминания. Воспоминания из раннего детства, которое проходило под сенью мамы, Марии Дмитриевны, урожденной Пастуховой, и бабушки Анны Андреевны Пастуховой, урожденной Лукьяновой.
Мама родилась в Ростове-на-Дону, Россию помнила смутно, только Москву, куда семья переехала в 1911 году. В 1914 году бабушка с детьми выехала на лето в Швейцарию, где и осталась из-за начавшейся Первой мировой войны.
Я же с 1939 года смутно вспоминаю посещение дяди Володи — Владимира Дмитриевича Пастухова, жизнь которого сложилась удачно, с сыновьями, моими двоюродными братьями, Алексеем и Сергеем. Дядя Володя был женат на папиной родственнице, тете Кате, урожденной графине Уваровой. Они нас навестили в Аньере, где мы жили на 12-й улице Фонтэн, в доме на 3-м этаже. И я помню, как они подарили мне большую железную машину зеленого цвета, которой мы вместе играли.
Из-за войны семья так и осталась жить в Женеве. Дед Дмитрий Александрович продолжал заниматься делами, ездил в Ростов-на-Дону со старшим сыном, дядей Ваней. Мама училась в Женеве в частной школе. Мама вспоминала, что жилось очень трудно. Однажды они оказались вообще без ничего, и их выручила случайная находка: в кармане бабушка нашла затерявшийся золотой, который и помог продержаться. В Швейцарии также оказались родственники Пастуховых. Тетя Геля, ее племянница, Лолот, которая в 60-х годах работала в аптеке, Жимми и Дик Беляевы с семьей — Мари Анн, Бибул, Катрин. Мы познакомились с ними 50 лет назад, общение было теплое, но, увы, живя в Швейцарии, они не сохранили ни православия, ни русского языка.
Позднее мамина семья Пастуховых переехала в Брюссель. Старшая сестра мамы, тетя Лили, там вышла замуж за Александра Данилова. Она его называла Шурочкой, помню его только по фотографиям. Благодаря своему положению он устроил дядю Ваню, получившего инженерное образование, на стекольный завод, где он и проработал до конца жизни. Дед Дмитрий Александрович скончался в старческом доме в Шарлеруа. Пожалуй, тогда бабушка и мама переехали в Париж, где жизнь была тоже нелегкой. Бабушка из веревочек и кусочков материи делала маленькие русские куколки в 5 – 6 сантиметров, которых продавала. Две из них долго у нас лежали, и я их так хорошо помню, что мог бы нарисовать. Мама часто мне говорила про деда, показывала печатку на золотой цепочке. Она очень гордилась его предпринимательскими талантами и тем, что он создал на свои деньги чугунное производство на Дону, за что получил от Государя в возрасте 18 лет орден св. Владимира. Мама говорила о нем как о человеке с очень сильным характером, справедливо управляющем своими заводами. Вспоминались отдельные эпизоды из заводской жизни: о проворовавшемся немецком инженере, несчастный случай с одним рабочим, которому спас жизнь другой, заговорив ему кровь…
В Париже мама вышла замуж в 1933 году за папу — князя Михаила Дмитриевича Шаховского. Помню рождение сестры, прогулки с бабушкой, которая меня водила в церковь и читала сказки Пушкина. В 1939 году, до того, как папа ушел на фронт, мы переехали на 24-ую улицу де Жарден и в самом начале войны отправились в Бретань, на берег Атлантического океана, в Керфаго, около Ванн. Папа как-то успел нас навестить в военной форме, до того, как был взят в плен немцами под Седаном. В Бретань стал приезжать на машине, что тогда казалось большой роскошью, дядя Ваня с женой, тетей Леной, рожденной Филоненко. В 1943 году бабушка упала и сломала шейку бедра, ее положили в клинику на улице де Конкорд, совсем рядом с домом. У нее была отдельная комната, в которой, как помню, все сверкало белизной. Несмотря на боль, бабушка нас принимала спокойно и весело. Маме справляться дома было очень трудно, она продолжала хлопотать о возвращении папы из плена. Помню, как ходили в комендатуру, куда мама всегда брала с собой меня. И получилось. Папу выпустили из лагеря, и ему удалось застать бабушку, которую он горячо любил, в живых. Вернувшись домой из клиники, она вскоре скончалась в своем любимом красном кресле. Бабушка была похоронена на кладбище Сент Женевьев де Буа.
Сразу после войны дядя Володя с семьей прилетел из США в Париж. Мы много общались, их главная цель была показать детям Францию и особенно Версаль, по которому мы долго гуляли. Много времени мы проводили с дядей Сережей, братом тети Кати, и его женой тетей Ниной. Дядя Сережа жил воспоминаниями о своем лейб-гвардии Преображенском полку и подчеркивал, что он последний представитель рода графов Уваровых. Побывать в Париже несколько лет спустя к нему приехал Сергей из Америки. Мы встретились у дяди Сережи, который нас угостил вкуснейшими наливками собственного изготовления, хранящимися у него под ванной. Но у Сергея вкусы были уже американские, и он не проявил, к моему удивлению, никакого интереса к дядюшкиному таланту.
Тем временем женился мой двоюродный брат Алеша. И тут же встал передо мной вопрос, как их поздравить. Невесту звали Адель. Я тогда увлекался тушью и перерисовал работу художника Сомова — влюбленную пару — и ей отправил на большом листе с известными стихами Пушкина: «Люби, Адель, не знай печали…». Позднее, когда я женился, Алеша и Сергей подарили мне серебряный предмет, утверждая, что он пастуховский, из семейного сервиза. Это у меня единственная семейная пастуховская реликвия, которая перейдет моему старшему сыну Ивану, названному в честь дяди Вани и моего прапрадеда, героя Отечественной войны князя Ивана Леонтьевича Шаховского, и отдающему много времени сохранению нашей семейной памяти и истории.
В последующие годы чаще всего мы общались с дядей Ваней и с тетей Лили, которая жила в Брюсселе. Этому способствовала близость Бельгии. Дядя Ваня жил в предместье Шарлеруа Ловервале, а тетя Лили в Брюсселе, это совсем рядом, в то время — час на электричке. И каждый раз, когда я заезжал в Брюссель, я ее навещал. Дядя Ваня снимал приятный дом и жил на широкую ногу. Очень любил большие автомобили, был ревностным членом «Бельгийского королевского автомобильного клуба» и с удовольствием посещал рестораны. В Шарлеруа русских было мало, и мне кажется, что он занимал среди них первое место. Каждый раз, когда Владыка Мефодий (Кульман) бывал в этих краях, он останавливался у дяди Вани. Дядя Ваня мало говорил о прошлом, но он любил упоминать о своих поездках с отцом в Ростов-на-Дону. Будучи, как мне кажется, монархистом, он придерживался либеральных взглядов. С гордостью настаивал на том, что мы казаки, с ударением на последнем слоге, а не казаки — с ударением на втором слоге.
Обаятельный, с приятной внешностью, с чувством юмора, он пользовался большим успехом, особенно в женском обществе. Всегда безупречно одетый, он производил впечатление дэнди 20 – 30-х годов. Он казался вечно молодым. Когда мы приезжали к нему, соблюдался ритуал: первым делом он меня отправлял к своему парикмахеру, покупался бельгийский шоколад марки «Леонидас» с разными начинками, а тетя Лена настаивала на итальянском сладко-горьком аперитиве «американо-ганчиа», к которому она пристрастилась во время частых поездок в Италию. И она не расставалась со своим любимым пуделем Каро, которого по-особенному стригли и холили.
Дядя Ваня скончался для всех нас неожиданно, унеся с собой все ценные свидетельства о русском прошлом, о котором он не успел поделиться. Вскоре после его смерти скончалась и тетя Лена. Оба похоронены на городском кладбище в Шарлеруа. Последней ушла тетя Лили, и она похоронена в Брюсселе.
Шаховской Дмитрий Михайлович, князь (15 февраля 1934, Курбевуа, под Парижем).
Филолог, историк, генеалог, преподаватель, общественный и церковный деятель. Окончил Сорбонну и Школу восточных языков. Состоял ассистентом университета в Нанси, затем с 1969 г. доцентом и заведующим кафедрой русского языка и литературы университета Верхней Бретани в Ренне (деп. Иль и Вилен). Защитил диссертацию по теме «Shmelev, peintre de la réalité russe» («Шмелев — художник русской действительности»), (Париж, 1969). Член Института славяноведения (1972). Доктор историко-филологических наук (1975). Преподавал историю Русской церкви и русской философии в Богословском институте в Париже. Профессор. Заслуженный профессор. Занимается русской генеалогией, ученик Н. Ф. Иконникова. Издает сборники генеалогических материалов «Российское общество и дворянство» («Société et noblesse russe»). Председатель родословной комиссии Союза русских дворян в Париже. Один из учредителей и член экспертной комиссии Международного объединения дворян в Европе (Commission d’Information et de Liaison des Associations Nobles d’Europe)(CILANE). Член президиума Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор». Был секретарем Экзархата Московской патриархии в Париже. Один из членов-учредителей и вице-президент «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе», 2004 г. Член совета Корсунской епархии. Член редакции газеты «Русская мысль». Член Правления Тургеневской биб-лиотеки в Париже, член правления Петербургского клуба в Париже. Автор множества публикаций во французских и российских изданиях, в том числе в: «Revue des Etudes Slaves» (Славянские изучения), «Bulletin des bibliothéques de France» (Бюллетень библиотек Франции), «Orthodoxie et Littérature» (Православие и Литература), «Cahiers du Monde russe et soviétique» (Тетради Мира русского и советского), «Археографический ежегодник», Москва и др. Составил «Bibliographie des oeuvres d’Ivan Chmelev» (Библиография произведений Ивана Шмелева), 1980 г. Писал вступительные статьи для многотомного издания Ж. Феррана, посвященного русскому дворянству, 1985 – 1987 гг.
Кн. Шаховская (ур. Пастухова) Мария Дмитриевна (Ростов-на-Дону, 1906 – 28.01.1989 )
//Ivan Grezine. Inventaire nominatif des sepultures russes du cimetiere de Ste-Genevieve-des-Bois (Алфавитный список русских захоронений на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа), Paris 1995 C. 288, 431.
Составлены кн. Д. М. Шаховским. ПАСТУХОВ Дмитрий Александрович
(1846 — 22 авг. 1927, Брюссель)
Домовладелец из Санкт-Петербурга. Похоронен в Брюсселе на кладбище Ixelles: Возрождение. — Париж, 1927, 1 сент., № 821.
ПАСТУХОВ Владимир Дмитриевич
(1898 г. Ростов-на-Дону — 22 (23) окт. 1967, Ричмонд, США)
Родился в семье промышленника. В 1911 г. семья переехала в Москву. Поступил в лицей им. наследника цесаревича Николая Александровича. В 1914 г. с матерью на лето выехали в Швейцарию, где и остались из-за войны. Окончил коллеж де Женев и юридический факультет Женевского университета. В 1923 г. начал работать в Лиге Наций. Получил чешское гражданство в 18 лет. В 1927 г. — секретарь политсекции Лиги Наций, которая прекратила свое существование в 1940 г. В 1941 г. приехал в США. В 1949 г. начал работать в ООН. Дослужился до пенсии по возрасту. Переехал в Вашингтон. В 1964 г. поступил в Библиотеку Конгресса на должность научного сотрудника и библиографа. Похоронен 24 окт. 1967 г. в г. Ричмонд.
Новое русское слово. — Нью-Йорк, 1967, 2 нояб.
Русская мысль. — Париж, 1967, 23 нояб., № 26662.
ПАСТУХОВ Иван Дмитриевич
(1894 — 5 дек. 1977, Шарлеруа, Бельгия)
Русская мысль. — Париж, 1977, 15 дек., № 3182.
ПАСТУХОВА Елена, ур. Филоненко
(? — 12 окт. 1980 г. , Шарлеруа, Бельгия)
//Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917 – 1999. В 6 т.
Т. 5. Н-П // Рос. гос. б-ка; Сост. В. Н. Чуваков. Под ред. Е. В. Макаревич. — М., 2004. С. 358. См. Там же С. 358–359 других Пастуховых.