Потомки по линии Александра Матвеевича Пастухова

Александр Матвеевич Пастухов  – личность уникальная, и о нем мы рассказали в первой главе книги и первом разделе сайта. Именно он учил бизнесу будущего «железного короля» России Николая Петровича Пастухова, с ним основал в 1864 году торговый дом «А. и Н. Пастуховы», в котором успешно работали и сыновья Александра Матвеевича до 1876 года, пока между Николаем Петровичем и его двоюродными братьями Иваном  Александровичем, Николаем Александровичем и Дмитрием Александровичем не произошел миролюбивый раздел. Но и после раздела Пастуховы продолжали ощущать себя одним родом, одним кланом, о чем свидетельствует и тот факт, что чугуноплавильный завод в Сулине, ставший сильно убыточным, у Дмитрия Александровича купил именно Николай Петрович, скорее всего, руководствуясь высокой целью спасти имя и честь Пастуховых. Судьба потомков Александра Матвеевича Пастухова также интересна и значима.

Свадьба Владимира Дмитриевича Пастухова с графиней Екатериной Алексеевной Уваровой.
В верхнем ряду: первый справа – Иван Дмитриевич, третий справа – Дмитрий Александрович Пастухов.
В нижнем ряду: третья слева – Мария Дмитриевна Шаховская, урожденная Пастухова. 1925 г.

Как мы уже писали, у Александра Матвеевича от трех браков было 16 детей, точнее от двух, потому что третий брак был бездетным. От первой жены 13 детей, из них 8 умерли либо в младенчестве, либо в детстве. Пять дочерей, удачно выданные за купцов замуж, продолжили род Пастуховых. Еротиада (Ираида, 1818 – 1848) была выдана за шуйского купца Александра Алексеевича Посылина, Любовь (г. р. 1820) – за нижегородского купца Михаила Григорьевича Рукавишникова (но пока документально это подтвердить не удалось), Мария (г. р. 1822) – за Семена Ивановича Крохоняткина, Серафима – за Семена Васильевича Лепешкина и Глафира (1835 – 1901) за Георгия (Егора) Семеновича Лопатина. Эти ветви дали немало известных людей, например, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет является потомком, с одной стороны, ярославского купца Ивана Александровича Вахрамеева, с другой – Александра Матвеевича Пастухова.

Вторая жена, Надежда Дмитриевна, родила Александру Матвеевичу трех сыновей, которые и стали наследниками. К сожалению, пока ничего не удалось узнать о Николае, кроме тех сведений, что уже даны нами в первой главе. Вместе с младшим братом Дмитрием он уехал из Ярославля в Петербург, где стал одним из учредителей Волжско-Камского банка. Дела шли успешно, но 1 декабря 1877 года в возрасте 35 лет Николай
Александрович умирает. Тело его было перевезено в Ярославль и погребено на Леонтьевском кладбище. Вероятно, наследников он не оставил.

Иван Александрович Пастухов дольше своих младших братьев, Николая и Дмитрия, оставался в  Ярославле, но вскоре и он переезжает в Петербург, где вместе с Дмитрием создает «Общество по содействию русскому промышленному и торговому домовладению». В Петербурге у Ивана Александровича было несколько домов, сам он жил в особняке на улице Тихвинской, где у него была оранжерея, в которой выращивали орхидеи. У Ивана Александровича, он женился на вдове своего кузена Павла Петровича Пастухова, родного брата Николая Петровича, Елизавете Павловне Беляевой (1836 –1879, похоронена в Петербурге в Александро-Невской лавре), было семь детей: Надежда, родилась в 1867/68 году;
Александр (1869 – годы Первой Мировой войны);  Елизавета (1871–1921/2, Нарва); Елена (18.12.1873 – 1956, Женева); Глафира (22.10.1877 – 1978, Женева); Илья (1879 – годы революции, Харьков).

Иван Александрович Пастухов с дочерьми
Еленой и Глафирой

Иван Александрович Пастухов с семьей

 Сам Иван Александрович скончался в Женеве в 1930 году в возрасте 92 лет. Нам удалось разыскать и установить контакты лишь с одной правнучкой Ивана Александровича, внучкой Елены Ивановны, которая была замужем за английским подданным Альфредом Беляевым, – Екатериной Ричардовной Редали-Беляевой. Ее статья в третьей книге «Бабушка из Миромона» стала для нас бесценной при изучении судьбы потомков Ивана Александровича.

Екатерина Ричардовна Редали-Беляева

Неожиданно удалось узнать о судьбе еще одного внука Ивана Александровича – сына его старшей дочери Надежды, вышедшей замуж за Михаила Михайловича Комелова. Их старший сын Михаил был адъютантом Колчака и, единственный из его адъютантов, не покидал его до последних минут. Михаил с женой не выехали из России (скорее всего, их не выпустили), и судьба их была печальной: тюрьмы, лагеря до самой смерти. Разыскать следы семьи Надежды (сама она умерла в блокаду), в которой было пятеро детей – три сына и две дочери, удалось в значительной степени потому, что в  Петербурге они жили в одном доме с Александром  Блоком по адресу: улица  Офицерская, 57.

Внуки Ивана Александровича Пастухова

Глафира Ивановна Пастухова, внучка Александра Матвеевича

Лолот, дочь Елизаветы Ивановны Пастуховой и правнучка Александра Матвеевича Пастухова (Женева)

Самые теплые отношения у нас сложились с потомками Дмитрия Александровича Пастухова, о котором достаточно подробно рассказано в первой главе этой книги и в предыдущих книгах. Дмитрий Александрович Пастухов был женат на Анне Андреевне Лукьяновой (1857–1944, Париж), из дворян Донской области. У них было восемь детей, но две девочки умерли в раннем детстве, дочка Анна, 1878 года рождения, скончалась в 1925 году, сын Дмитрий умер в 1902 году в Висбадене. Елизавета, по мужу Данилова, умерла в 1958 году в Брюсселе. Иван, как старший сын, помогал отцу, много с ним ездил по делам. Женат он был на Елене Филоненко. Они жили в Бельгии, в Шарлеруа. Иван Дмитриевич, любивший жить на широкую ногу, скончался неожиданно, 5 декабря 1977 года, не оставив  воспоминаний.

Дмитрий Александрович Пастухов с Анной Андреевной и дочерью Марией

Самая младшая дочь Дмитрия и Анны, Мария, родилась в 1906 году. В 1933 году вышла замуж за князя Михаила Дмитриевича Шаховского. Жили в Париже. У них двое детей: Дмитрий, родился в 1934 году, и Елизавета, родилась в 1937 году. С Дмитрием Михайловичем Шаховским у нас сложились очень теплые отношения, он был в Ярославле, в Академии Пастухова, и мы у него были в гостях, и на юбилейных торжествах в Москве, в Доме Русского зарубежья, 18 февраля 2019 года.

Анна Андреевна Пастухова с детьми

Дмитрий Александрович Пастухов

Анна Андреевна Пастухова

У Дмитрия Михайловича  трое детей: Иван, родился в 1969 году, Наталья родилась в 1971 году, в замужестве графиня де Прадель де ля Маз, и Илларион, родился в 1981 году. Все родились в Париже, но Иван живет в Москве, у него двое детей: Даниил, 18 октября 2008 года, и Анна, 18 мая 2015 года.

Именно Иван Дмитриевич  Шаховской разыскал своего троюродного брата Филиппа  Пастухова, правнука Дмитрия Александровича Пастухова и внука Владимира Дмитриевича  Пастухова. Владимир (1898–1967) стал очень успешным человеком. Он был женат на графине Екатерине Алексеевне Уваровой. Получив хорошее образование еще в России, он смог закончить юридический факультет Женевского университета и работал в Лиге Наций. В 1941 году ему с женой и тремя детьми,  Алексеем, Владимиром и Сергеем, удалось перебраться в США.

Анна Андреевна с Марией и Владимиром

Владимир Дмитриевич и Иван Дмитриевич Пастуховы. Россия, 1910 г.

Анна Андреевна Пастухова  с сыном  Владимиром и внуками Елизаветой и Дмитрием

Пастуховы в Женеве: Анна Андреевна (вторая справа) и Владимир Дмитриевич с сыном Алексеем. 1932 г.

Владимир и Иван Пастуховы. Конец 1920-х годов

Выступление Владимира Дмитриевича Пастухова в Лиге Наций. Женева, 1920-е годы

У Алексея два сына: Филипп и Стефан. Они являются единственными на сегодняшний день потомками, носящими фамилию Пастуховых. Род Пастуховых продолжают дети Филиппа – Николай и Екатерина, и дети Стефана – Лара, Алексей и Милес. Стефан – художник, а Филипп – голливудский оператор аэросъемки, снимал такие культовые фильмы, как «Матрица», «Властелин колец», «Джеймс Бонд», «Миссия невыполнима». Филипп планировал поездку с семьей в Россию, с обязательным посещением Ярославля, летом 2020 года. И уже были оформлены визы, куплены билеты, но тут вмешался коронавирус, и пандемия заставила все страны закрыть свои границы. А я перечитывала воспоминания Филиппа о том, как его дед Владимир с семьей пробирался по оккупированной Европе в «запломбированном вагоне» из Женевы в Лиссабон, чтобы вылететь в Америку, но их места на самолет в Нью-Йорк отдали правительственным чиновникам: они были важнее семьи русских беженцев с тремя детьми. Семье удалось попасть на последний торговый пассажирский корабль из Лиссабона. В Нью-Йорке, оказавшись без денег, без работы, без связей, они начали все сначала. И я подумала о том, как большая политика, к которой, безусловно, относятся и революция в России 1917 года, и пандемия коронавируса 2020 года, вмешивается в жизнь обычных людей. И опять приходится начинать все сначала.