Исторический центр Ярославля, включенный накануне 1000-летнего
юбилея города в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вызывает повышенный интерес
не только у архитекторов и реставраторов, но и историков. Проблема городской
среды как социокультурного феномена сегодня весьма актуальна в исторической
науке. Архитектурный облик Ярославля, складывавшийся на протяжении столетий,
представляет богатый материал для исcледования.
Судьба города неразрывно связана с его улицами и зданиями, и
каждый виток истории разворачивается в меняющихся декорациях городской
застройки. Тем не менее, при изучении городского пространства мы нередко
оперируем «безличными» предложениями: мы говорим о распространении
архитектурного стиля и забываем о тех, кто первым ввел его в моду, отмечаем
изобилие городских парков и не называем тех, кто посадил эти вековые деревья.
Между тем облик города формировали именно личности. Градоначальники и
общественные деятели, заказчики и архитекторы, предприниматели и обыватели
постепенно обживали и изменяли городское пространство, застраивали и украшали
его, определяя ту самую «физиономию» Ярославля, которой всегда восхищались наши
гости. Вне зависимости от градостроительной политики государства, а иногда и
вопреки ей, исходя из своих вкусов, потребностей, насущных нужд или планов,
ярославцы создавали свой Ярославль сами. И первые роли здесь всегда
принадлежали тем, кто хотел и имел возможность служить городу, тем, кто
чувствовал себя здесь хозяевами, — купцам, промышленникам, меценатам. Еще в
XVII веке Ярославль украсили нарядные храмы, составившие основу неповторимого
облика города. При этом чаще всего церкви возводились не монастырями или казной,
а богатыми прихожанами — ярославскими купцами. В XIX веке эта тенденция
сохранилась. Именно торгово-промышленная элита Ярославля оказывала влияние на
развитие городской среды, создание культурной и социальной инфраструктуры,
возникновение важных городских доминант, а иногда и появление целых улиц.
Вахромеевы, Карзинкины, Оловянишниковы, Сорокины… Можно
назавать целый ряд фамилий, повлиявших на формирование городского пространства
Ярославля XIX – начала XX века. Однако на первом месте здесь, без сомнения,
будут «ярославские миллионеры», потомственные почетные граждане Ярославля,
деятельные благотворители и меценаты Пастуховы.
Данная статья представляет собой попытку осмысления той роли,
которую сыграли купцы Пастуховы в развитии городской среды Ярославля XIX –
начала XX веков. Опираясь на материал, собранный ярославскими
исследователями-краеведами, мы рассмотрим социокультурные характеристики
зданий и объектов городской застройки, принадлежавших семье Пастуховых.
Оценивая вклад Пастуховых в формирование облика «старого» Ярославля, мы также
отметим значимость «архитектурного» наследия Пастуховых для Ярославля
современного.
Колоритные фигуры купцов Пастуховых, восхищавшие даже
Александра Дюма, могут служить ярким примером активной жизненной позиции для
конца XIX – начала XX века. Это были истинные ярославцы, не променявшие родной
город на соблазны столиц, не равнодушные к нуждам земляков и будущему
Ярославля. Неудивительно, что спустя десятки лет след семьи Пастуховых в нашем
городе столь значителен. Даже на первый взгляд, можно вспомнить по крайней
мере три устойчивых топонима, связанных с этой семьей. Неофициально, но вполне
явственно в Ярославле существовали Пастуховский переулок и знаменитая
пастуховская гостиница. И, конечно же, до сих пор широко известно пастуховское
училище, получившее имя своего основателя.
В 1840-х годах, во время реконструкции Волжской набережной,
именно Пастуховы предоставили в дар городу изящную чугунную решетку,
полюбоваться которой можно и в наши дни1. Отметим, что Пастуховы
лишь в 1830-х годах вошли в 1-ю гильдию купечества и сразу доказали свое соответствие
этому статусу, преподнеся столь щедрый подарок городу. Не секрет, что именно
эта, «пастуховская», решетка является важной частью имиджа знаменитой
ярославской набережной. Она придает ярославскому берегу неповторимость, ее
рисунок бережно сохранялся при реконструкциях, а во многих снимавшихся в
Ярославле фильмах город узнается именно по этой решетке.
В 1850 году А. М. Пастухов построил на месте выгоревшего
квартала по Рождественской (ныне Богоявленской) площади огромный трехэтажный
доходный дом. История этого здания вполне может стать предметом отдельного исследования.
В середине XIX века оно стало настоящей сенсацией для невысокого, наполовину
деревянного Ярославля. «Там, где до пожара стояло до десятка, если не более,
домов, — писали «Губернские ведомости», — теперь стоит один небывалый,
исполинского роста, гордо выступает флангами на две улицы, тенью покрывает
половину площади»2.
В огромном здании расположилось около 14 магазинов, а также
знаменитая Пастуховская гостиница. Именно о ней рассказывал Дюма в своих
путевых заметках: «Считается, что в Ярославле — лучшая во всей России
гостиница, единственная, возможно, где, за вычетом двух столиц, можно найти
настоящие постели»3.
Гостиница Пастухова была одним из первых в Ярославле отелей европейского типа,
привлекавшим в город солидных, в том числе и иностранных, путешественников.
Однако и само здание, возведенное Пастуховым, сыграло значительную роль в
истории города. Самим своим появлением оно повлияло на облик и планировку
центральной части Ярославля, фланкируя с юга улицу Большая Линия (ныне ул.
Комсомольская), подобно тому, как появившееся позднее здание гостиницы «Европа»
ограничивало ее с севера. Дом Пастухова оказал влияние и на образ центральной
части города. На фоне нарядной Богоявленской церкви и пестрой, разностильной
застройки соседних улиц пастуховский исполин, возведенный в духе позднего
классицизма, казался более уравновешенным и строгим, подчеркивая деловой
характер площади.
Пастуховский дом с момента своего возникновения был доминантой
целого района города, и потому не случайным представляется его участие в целом
ряде важных для Ярославля событий. На рубеже XIX – XX веков здесь нашла приют
первая в городе народная читальня им. Н.А. Некрасова4. В начале XX века здесь
располагалась одна из престижнейших частных школ города — женская гимназия
Корсунской5. В
трагических событиях июля 1918 года здание стало важным стратегическим
объектом, а в первые годы советской власти за помещения бывшего пастуховского
дома развернулась настоящая война между многочисленными советскими
учреждениями6.
Интересно, что даже при советской власти дом Пастухова продолжал оставаться
доминантой площади. Об этом говорит хотя бы тот факт, что из-за расположившегося
в нем телеграфа сама площадь на семьдесят лет получила имя наркома почт и
телеграфов Вадима Подбельского, никогда не бывавшего в Ярославле.
Еще один ярославский топоним — «Пастуховский переулок» (с
вариантом переулок Пастухова) использовался во второй половине XIX – начале XX
века для обозначения части Даниловской улицы (ул. Пушкина) — от пл. Волкова до
Республиканской улицы7.
Здесь Пастуховым принадлежало сразу 2 особняка с обширными и многочисленными
усадебными постройками. При этом, став хозяевами двух домовладений на
пересечении Срубной и Даниловской, Пастуховы сделали его одним из самых
нарядных кварталов города.
Первый особняк, бывшиий дом мещан Войлошниковых во Власьевском
приходе (ул. Пушкина, 1), был куплен Пастуховыми еще в 1820-е гг. и достался
братьям Петру и Александру Матвеевичам от отца8. В конце XIX века он
был перестроен и украшен изящной лепниной в духе эклектики. До наших дней
сохранились не только дом (здесь сейчас поликлиника), но также каретник и
сторожка.
Второй особняк, на Даниловской (Пушкина, 8), Пастуховы
приобрели в 1847 году, и в 1860-е годы затеяли его капитальную перестройку9. С
северной стороны к дому была сделана небольшая пристройка, на втором этаже
которой располагалась «комната для встреч и отдыха». Исследование этого
помещения, начатое в 1990-е годы, преподнесло ярославским реставраторам
неожиданный сюрприз: под слоями побелки на стенах скрывались удивительные
орнаменты, а на потолке — холст, расписанный масляными красками10. Черный фриз с изображениями
мифических животных, красно-коричневые тона стен придавали интерьерам купеческого
особняка стиль и колорит эпохи античности. В те годы интерес всего мира был
прикован к раскопкам в древней Помпее, и, видимо, не случайно в дом ярославских
купцов Пастуховых проникла романтика археологических открытий. Необычная
комната была задумана по типу экседры — своеобразной беседки, открытой с трех
сторон. В античной архитектуре своды таких помещений поддерживались лишь
колоннадой по периметру. Однако в условиях северного климата Пастуховы
застеклили проемы между колоннами, искусно воссоздав в просторном, залитом
светом зале атмосферу гостеприимных двориков древней Помпеи.
В конце XIX века в этом роскошном особняке раполагался
«странноприимный дом»11,
пока в 1897 году здание не перешло в руки нового хозяина — виноторговца Белова.
Интересно отметить, что при советской власти, в 1920 году, бывший особняк
Пастуховых на углу Большой Даниловской и Срубной вновь выступил в роли
социального учреждения. Здесь расположился детский приют им. Кокорина12, а с 1922
года — Дом матери и ребенка13.
Два дома в бывшем Пастуховском переулке являются ныне яркими
памятниками ярославской купеческой усадьбы периода эклектики. При этом стоит
отдать должное тонкому вкусу ярославских миллионеров. Обладая фактически
неограниченными возможностями, они тактично вписали два здания-дворца в пейзаж
провинциального Ярославля. Оба дома соразмерны окружающей застройке, выдержаны
в одном стиле, и даже лепные украшения на их фасадах перерекликаются друг с
другом, обрамляя перекресток улиц эффектным, но органичным декором.
Во второй половине XIX столетия Пастуховым принадлежало 9
домовладений в центральной части Ярославля. Многие из них, как и дома,
выстроенные или приобретенные Пастуховыми впоследствии, стали яркими
памятниками архитектуры своего времени, архитектурными доминантами ярославских
улиц и площадей. Параллельно с перестройкой оcобняка на Б. Даниловской улице
Пастуховы предпринимают реконструкцию еще одной своей усадьбы — на углу улиц
Пробойной и Казанской (ныне ул. Советская, 19). Как удалось установить Н. C.
Землянской, это домовладение было приобретено в 1840-е годы и сложилось из двух
частей, приобретенных у купца Щепетилова и княгини Вадбольской14. Как известно, во время
Отечественной войны 1812 года в доме Щепетиловых располагался Малый дворец
принца Георга Ольденбургского и комитет по формированию ярославской военной
силы. Возможно, из уважения к истории дома Пастуховы сохранили старую
планировку комнат15,
а также ограду, относящуюся к периоду русского классицизма конца XVIII – начала
XIX века16.
Само же здание, перестроенное в стиле позднего классицизма, удачно вписалось в
контекст исторической застройки квартала. В частности, по замечанию В. А.
Летина, этот дом можно отнести к категории «наугольных» — имеющих закругленный
угол, выходящий на перекресток улиц. Такие же «наугольные» дома отмечают и два
других перекрестка, ограничивающих весь этот квартал внутри современных улиц
Советской, Первомайской и Трефолева17.
Таким образом, дом Пастуховых участвует в общем градостроительном замысле,
являющемся продолжением регулярного плана города 1778 года. Значимость этого
здания для общего контекста городской среды подчеркивает также тот факт, что в
начале XX века оно было выбрано для размещения Городской Думы и Городской
управы. Ныне здание хорошо известно ярославцам как Дом офицеров.
В конце XIX столетия Пастуховы приобрели также два домовладения
близ Ильинской (ныне Советской) площади. Одно из них располагалось возле Дома
губернатора и выходило на Ильинскую площадь. При усадьбе имелся сад, а сам
особняк, построенный в 1816 году, сегодня считается одним из лучших образцов
позднего классицизма в Ярославле. Дом сдавался Пастуховыми внаем под квартиры.
По переписи 1897 года, здесь проживал известный ярославский архитектор
Александр Никифоров с супругой, урожденной купчихой Сорокиной18. В 1915 году Никифоров
приобрел эту усадьбу у Пастуховых, и его семья проживала здесь вплоть до начала
1920-х гг19. В
Перечне объектов культурного наследия г. Ярославля дом фигурирует под именем
последней владелицы — купчихи Сорокиной.
Вторая пастуховская усадьба, примыкавшая к главной городской
площади, располагалась по улице Ильинской (также использовалось название
Пробойная ул., ныне это ул. Советская). Домовладение было приобретено у купцов
Шишкиных и имело богатую историю. В XVIII веке этот участок был частью имения
купца Полушкина — отчима Федора Волкова. Именно Здесь предположительно
размещался кожевенный амбар — место первых спектаклей волковской труппы. Пастуховы
сохранили старую планировку усадьбы, увеличив при этом ее территорию в глубь
квартала и выстроив новый каменный особняк20. Здесь жил Николай Петрович
Пастухов — основатель Пастуховского училища, а после его смерти в 1909 году
усадьба отошла его детям. После муниципализации домовладения в 1918 году оно
было передано в ведение профорганизаций. В списках 1920 года данное
домовладение именовалось «Домом Союзов», где проживало 67 человек21. Известно,
что к 1921 году помещения усадьбы были переданы под общежитие водников22. В годы
НЭПа часть територии бывшей усадьбы Пастуховых была передана в распоряжение
жилищно-строительного кооператива «Вперед», объединившего представителей ярославской
технической интеллигенции. На этом престижном участке планировалось возвести
жилой комплекс из трех корпусов со сквериком и детским садом во дворе. На
практике удалось осуществить лишь часть замысла, и два элитных жилых корпуса,
возведенных в 1928 – 1938 гг,, ярко представили переходный этап в развитии
советской архитектуры — от конструктивизма до «сталинского классицизма». Тем
не менее, несмотря на активную застройку участка, во дворе этих зданий вплоть
до наших дней сохранились жилые постройки пастуховской усадьбы — два небольших
дома и флигель.
Не только усадьбы, но и доходные дома Пастуховых отражают
бережное, корректное отношение купцов к архитектурному облику города. Ярчайшим
примером такого подхода служит доходный дом Пастуховых на Романовской улице
(ул. Некрасова, д. 20). На сегодняшний день это один из редких для нашего
города памятников раннего классицизма23.
Здание конца XVIII века благодаря заботливым хозяевам дошло до нас практически
в первозданном виде, сохранив характерный декор. При этом в начале XX столетия
к зданию была сделана пристройка в стиле модерн, дополнив облик старинного
здания эффектным и актуальным штрихом. Доходный дом Пастуховых на Романовской
был хорошо известен ярославцам. Здесь сдавались внаем недорогие квартиры.
Известно, что с 1900 года в этом доме жил брат А. П. Чехова — Михаил Павлович
Чехов24.
Характерной чертой для нескольких поколений семьи Пастуховых
было живейшее участие в благотворительной деятельности. Ко всему, что каcалось
призрения ближнего, помощи нуждавшимся, улучшения качества жизни горожан,
Пастуховы относились с исключительным вниманием, ответственностью и
добросовестностью. Предметом заботы Пастуховых оказывались не только
благотворительные учреждения города, но и здания, в которых они располагались.
В 1850-х годах А. М. и Н. П. Пастуховыми была организована богадельня на 50
мест25. Для
этой цели купцы предоставили двухэтажное каменное здание (ныне ул. Свободы,
41),выстроенное в стиле классицизма и ставшее достойным украшением одной из
центральных улиц города.
На средства Пастуховых была возведена трехэтажная каменная
пристройка в Ольгинском приюте на Дворянской улице (пр. Октября, 11). В 1896
году Н. П. Пастухов пожертвовал средства на строительство амбулатории при
лечебнице Общества врачей на Волжской набережной26. Это здание в перестроенном
виде существует и сегодня, являясь частью больничного комплекса.
При поддержке Пастухова было построено здание пожарного депо с
каланчой на Сенной площади (ныне пл. Труда).По воспоминаниям С. В. Дмитриева,
Н. П. Пастухов бесплатно отпустил все необходимые для строительства материалы.
Благодаря этому щедрому дару Ярославское вольно-пожарное общество смогло
увеличить масштаб работ и возвести здание, в полной мере отвечающее
потребностям города27.
Здание пожарной каланчи на Сенной площади (ул. Свободы, 71) в советские годы
было значительно перестроено. В наши дни это жилой дом, еще недавно известный
под именем «Колеса».
Одной из главных и без преувеличения великих заслуг ярославской
семьи Пастуховых стало открытие технического училища с бесплатным обучением.
Здание училища на Духовской (ныне Республиканской) улице было выстроено на
средства Пастуховых и с присущей им добросовестностью. Ленточный руст по всему
фасаду, оригинальные ниши с классическими колоннами и богатый декор придавали
школе для будущих рабочих сходство с настоящим дворцом. Интересно и
архитектурное решение здания, состоящего из разных по этажности построек,
объединенных общей крышей и образующих внутренний двор. Здание Пастуховского
училища, сформировавшее облик целого квартала, изображалось на дореволюционных
открытках с видами Ярославля, стало ярким событием в ярославской архитектуре.
Интересно отметить, что Николай Петрович предполагал со
временем создать при училище зеленую аллею: по его предложению, каждый ученик
должен был посадить рядом с училищем дерево и ухаживать за ним. Подобная традиция
очень характерна для семьи Пастуховых. Практически все их усадьбы утопали в
зелени. При особняке на углу Пробойной и Казанской имелись три сада и
оранжерея. Усадьбы близ Ильинской площади также были окружены садами, выходившими
на красные линии улиц. Учитывая, что домовладения Пастуховых располагались в
самом сердце города, можно сказать, что в некоторой степени именно они сформировали
имидж Ярославля как города зеленого, веселого, красивого — «города с
физиономией».
В целом, оценивая вклад семьи Пастуховых в формирование облика
Ярославля, необходимо отметить следующее:
Здания, появившиеся благодаря Пастуховым или в течение
определенного времени принадлежавшие им, часто становились значимыми объектами
городской застройки.
Градостроительная активность Пастуховых сочеталась с деликатным
отношением к архитектурной среде города, уважением к его истории, чувством
собственной ответcтвенности за облик и судьбу возводимых зданий.
След семьи Пастуховых явственно ощущается в облике города и в
наши дни. В XXI веке фамилия Пастуховых хорошо знакома ярославцам, а топоним
«пастуховское училище» снова возвращается в речь и систему городских
ориентиров.
Перспективным
может стать и использование образа ярославских купцов Пастуховых в туризме. В
настоящее время в некоторых туристических центрах, как российских, так и
зарубежных, презентация места осуществляется через определенного «героя» —
фольклорного персонажа, исторического деятеля, хозяина. Так гостю легче
проникнуться атмосферой и своеобразием города, познакомиться с ним поближе,
сделать визит незабываемым. Семья купцов Пастуховых вполне соответсвует роли
радушных хозяев старого Ярославля, и обращение к их образу в данном случае
оправданно. Именно такие люди формировали облик Ярославля, закладывая
фундамент его дальнейшего развития. Такими людьми Ярославль может по праву
гордиться.