Мария Александрова

Пастуховский Ярославль
Домовладения семьи

Исторический центр Ярославля, включенный накануне 1000-летнего юбилея города в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вызывает повышенный интерес не только у архи­текторов и реставраторов, но и историков. Проблема город­ской среды как социокультурного феномена сегодня весьма актуальна в исторической науке. Архитектурный облик Ярославля, складывавшийся на протяжении столетий, пред­ставляет богатый материал для исcледования.

Судьба города неразрывно связана с его улицами и зда­ниями, и каждый виток истории разворачивается в меняю­щихся декорациях городской застройки. Тем не менее, при изучении городского пространства мы нередко оперируем «безличными» предложениями: мы говорим о распростра­нении архитектурного стиля и забываем о тех, кто первым ввел его в моду, отмечаем изобилие городских парков и не называем тех, кто посадил эти вековые деревья. Между тем облик города формировали именно личности. Градоначаль­ники и общественные деятели, заказчики и архитекторы, предприниматели и обыватели постепенно обживали и из­меняли городское пространство, застраивали и украшали его, определяя ту самую «физиономию» Ярославля, которой всегда восхищались наши гости. Вне зависимости от градо­строительной политики государства, а иногда и вопреки ей, исходя из своих вкусов, потребностей, насущных нужд или планов, ярославцы создавали свой Ярославль сами. И пер­вые роли здесь всегда принадлежали тем, кто хотел и имел возможность служить городу, тем, кто чувствовал себя здесь хозяевами, — купцам, промышленникам, меценатам. Еще в XVII веке Ярославль украсили нарядные храмы, составившие основу неповторимого облика города. При этом чаще всего церкви возводились не монастырями или каз­ной, а богатыми прихожанами — ярославскими купцами. В XIX веке эта тенденция сохранилась. Именно торгово-промышленная элита Ярославля оказывала влияние на раз­витие городской среды, создание культурной и социальной инфраструктуры, возникновение важных городских доми­нант, а иногда и появление целых улиц.

Вахромеевы, Карзинкины, Оловянишниковы, Соро­кины… Можно назавать целый ряд фамилий, повлияв­ших на формирование городского пространства Ярославля XIX – начала XX века. Однако на первом месте здесь, без сомнения, будут «ярославские миллионеры», потомственные почетные граждане Ярославля, деятельные благотворители и меценаты Пастуховы.

Данная статья представляет собой попытку осмысления той роли, которую сыграли купцы Пастуховы в развитии го­родской среды Ярославля XIX – начала XX веков. Опираясь на материал, собранный ярославскими исследователями-краеведами, мы рассмотрим социокультурные характери­стики зданий и объектов городской застройки, принадле­жавших семье Пастуховых. Оценивая вклад Пастуховых в формирование облика «старого» Ярославля, мы также отме­тим значимость «архитектурного» наследия Пастуховых для Ярославля современного.

Колоритные фигуры купцов Пастуховых, восхищав­шие даже Александра Дюма, могут служить ярким приме­ром активной жизненной позиции для конца XIX – начала XX века. Это были истинные ярославцы, не променявшие родной город на соблазны столиц, не равнодушные к нуж­дам земляков и будущему Ярославля. Неудивительно, что спустя десятки лет след семьи Пастуховых в нашем городе столь значителен. Даже на первый взгляд, можно вспом­нить по крайней мере три устойчивых топонима, связанных с этой семьей. Неофициально, но вполне явственно в Ярос­лавле существовали Пастуховский переулок и знаменитая пастуховская гостиница. И, конечно же, до сих пор широ­ко известно пастуховское училище, получившее имя своего основателя.

В 1840-х годах, во время реконструкции Волжской на­бережной, именно Пастуховы предоставили в дар городу изящную чугунную решетку, полюбоваться которой можно и в наши дни1. Отметим, что Пастуховы лишь в 1830-х годах вошли в 1-ю гильдию купечества и сразу доказали свое соот­ветствие этому статусу, преподнеся столь щедрый подарок городу. Не секрет, что именно эта, «пастуховская», решетка является важной частью имиджа знаменитой ярославской набережной. Она придает ярославскому берегу неповтори­мость, ее рисунок бережно сохранялся при реконструкциях, а во многих снимавшихся в Ярославле фильмах город узна­ется именно по этой решетке.

В 1850 году А. М. Пастухов построил на месте выгорев­шего квартала по Рождественской (ныне Богоявленской) площади огромный трехэтажный доходный дом. История этого здания вполне может стать предметом отдельного ис­следования. В середине XIX века оно стало настоящей сен­сацией для невысокого, наполовину деревянного Ярославля. «Там, где до пожара стояло до десятка, если не более, домов, — писали «Губернские ведомости», — теперь стоит один не­бывалый, исполинского роста, гордо выступает флангами на две улицы, тенью покрывает половину площади»2.

В огромном здании расположилось около 14 магазинов, а также знаменитая Пастуховская гостиница. Именно о ней рассказывал Дюма в своих путевых заметках: «Считается, что в Ярославле — лучшая во всей России гостиница, един­ственная, возможно, где, за вычетом двух столиц, можно найти настоящие постели»3. Гостиница Пастухова была од­ним из первых в Ярославле отелей европейского типа, при­влекавшим в город солидных, в том числе и иностранных, путешественников. Однако и само здание, возведенное Па­стуховым, сыграло значительную роль в истории города. Са­мим своим появлением оно повлияло на облик и планировку центральной части Ярославля, фланкируя с юга улицу Боль­шая Линия (ныне ул. Комсомольская), подобно тому, как появившееся позднее здание гостиницы «Европа» ограничи­вало ее с севера. Дом Пастухова оказал влияние и на образ центральной части города. На фоне нарядной Богоявленской церкви и пестрой, разностильной застройки соседних улиц пастуховский исполин, возведенный в духе позднего класси­цизма, казался более уравновешенным и строгим, подчерки­вая деловой характер площади.

Пастуховский дом с момента своего возникновения был доминантой целого района города, и потому не случайным представляется его участие в целом ряде важных для Ярос­лавля событий. На рубеже XIX – XX веков здесь нашла при­ют первая в городе народная читальня им. Н.А. Некрасова4. В начале XX века здесь располагалась одна из престижней­ших частных школ города — женская гимназия Корсун­ской5. В трагических событиях июля 1918 года здание стало важным стратегическим объектом, а в первые годы совет­ской власти за помещения бывшего пастуховского дома раз­вернулась настоящая война между многочисленными совет­скими учреждениями6. Интересно, что даже при советской власти дом Пастухова продолжал оставаться доминантой площади. Об этом говорит хотя бы тот факт, что из-за рас­положившегося в нем телеграфа сама площадь на семьдесят лет получила имя наркома почт и телеграфов Вадима Под­бельского, никогда не бывавшего в Ярославле.

Еще один ярославский топоним — «Пастуховский пере­улок» (с вариантом переулок Пастухова) использовался во второй половине XIX – начале XX века для обозначения ча­сти Даниловской улицы (ул. Пушкина) — от пл. Волкова до Республиканской улицы7. Здесь Пастуховым принадлежало сразу 2 особняка с обширными и многочисленными усадеб­ными постройками. При этом, став хозяевами двух домов­ладений на пересечении Срубной и Даниловской, Пастуховы сделали его одним из самых нарядных кварталов города.

Первый особняк, бывшиий дом мещан Войлошнико­вых во Власьевском приходе (ул. Пушкина, 1), был куплен Пастуховыми еще в 1820-е гг. и достался братьям Петру и Александру Матвеевичам от отца8. В конце XIX века он был перестроен и украшен изящной лепниной в духе эклектики. До наших дней сохранились не только дом (здесь сейчас по­ликлиника), но также каретник и сторожка.

Второй особняк, на Даниловской (Пушкина, 8), Пасту­ховы приобрели в 1847 году, и в 1860-е годы затеяли его ка­питальную перестройку9. С северной стороны к дому была сделана небольшая пристройка, на втором этаже которой располагалась «комната для встреч и отдыха». Исследование этого помещения, начатое в 1990-е годы, преподнесло ярос­лавским реставраторам неожиданный сюрприз: под слоями побелки на стенах скрывались удивительные орнаменты, а на потолке — холст, расписанный масляными красками10. Черный фриз с изображениями мифических животных, красно-коричневые тона стен придавали интерьерам купече­ского особняка стиль и колорит эпохи античности. В те годы интерес всего мира был прикован к раскопкам в древней Помпее, и, видимо, не случайно в дом ярославских купцов Пастуховых проникла романтика археологических откры­тий. Необычная комната была задумана по типу экседры — своеобразной беседки, открытой с трех сторон. В античной архитектуре своды таких помещений поддерживались лишь колоннадой по периметру. Однако в условиях северного кли­мата Пастуховы застеклили проемы между колоннами, ис­кусно воссоздав в просторном, залитом светом зале атмосфе­ру гостеприимных двориков древней Помпеи.

В конце XIX века в этом роскошном особняке рапола­гался «странноприимный дом»11, пока в 1897 году здание не перешло в руки нового хозяина — виноторговца Белова. Интересно отметить, что при советской власти, в 1920 году, бывший особняк Пастуховых на углу Большой Даниловской и Срубной вновь выступил в роли социального учрежде­ния. Здесь расположился детский приют им. Кокорина12, а с 1922 года — Дом матери и ребенка13.

Два дома в бывшем Пастуховском переулке являются ныне яркими памятниками ярославской купеческой усадь­бы периода эклектики. При этом стоит отдать должное тон­кому вкусу ярославских миллионеров. Обладая фактически неограниченными возможностями, они тактично вписали два здания-дворца в пейзаж провинциального Ярославля. Оба дома соразмерны окружающей застройке, выдержаны в одном стиле, и даже лепные украшения на их фасадах пере­рекликаются друг с другом, обрамляя перекресток улиц эф­фектным, но органичным декором.

Во второй половине XIX столетия Пастуховым принад­лежало 9 домовладений в центральной части Ярославля. Многие из них, как и дома, выстроенные или приобретенные Пастуховыми впоследствии, стали яркими памятниками ар­хитектуры своего времени, архитектурными доминантами ярославских улиц и площадей. Параллельно с перестройкой оcобняка на Б. Даниловской улице Пастуховы предпринима­ют реконструкцию еще одной своей усадьбы — на углу улиц Пробойной и Казанской (ныне ул. Советская, 19). Как уда­лось установить Н. C. Землянской, это домовладение было приобретено в 1840-е годы и сложилось из двух частей, при­обретенных у купца Щепетилова и княгини Вадбольской14. Как известно, во время Отечественной войны 1812 года в доме Щепетиловых располагался Малый дворец принца Георга Ольденбургского и комитет по формированию ярос­лавской военной силы. Возможно, из уважения к истории дома Пастуховы сохранили старую планировку комнат15, а также ограду, относящуюся к периоду русского классицизма конца XVIII – начала XIX века16. Само же здание, перестро­енное в стиле позднего классицизма, удачно вписалось в кон­текст исторической застройки квартала. В частности, по за­мечанию В. А. Летина, этот дом можно отнести к категории «наугольных» — имеющих закругленный угол, выходящий на перекресток улиц. Такие же «наугольные» дома отмечают и два других перекрестка, ограничивающих весь этот квар­тал внутри современных улиц Советской, Первомайской и Трефолева17. Таким образом, дом Пастуховых участвует в общем градостроительном замысле, являющемся продолже­нием регулярного плана города 1778 года. Значимость этого здания для общего контекста городской среды подчеркивает также тот факт, что в начале XX века оно было выбрано для размещения Городской Думы и Городской управы. Ныне зда­ние хорошо известно ярославцам как Дом офицеров.

В конце XIX столетия Пастуховы приобрели также два домовладения близ Ильинской (ныне Советской) площади. Одно из них располагалось возле Дома губернатора и вы­ходило на Ильинскую площадь. При усадьбе имелся сад, а сам особняк, построенный в 1816 году, сегодня считается одним из лучших образцов позднего классицизма в Ярос­лавле. Дом сдавался Пастуховыми внаем под квартиры. По переписи 1897 года, здесь проживал известный ярославский архитектор Александр Никифоров с супругой, урожденной купчихой Сорокиной18. В 1915 году Никифоров приобрел эту усадьбу у Пастуховых, и его семья проживала здесь вплоть до начала 1920-х гг19. В Перечне объектов культурного на­следия г. Ярославля дом фигурирует под именем последней владелицы — купчихи Сорокиной.

Вторая пастуховская усадьба, примыкавшая к глав­ной городской площади, располагалась по улице Ильин­ской (также использовалось название Пробойная ул., ныне это ул. Советская). Домовладение было приобре­тено у купцов Шишкиных и имело богатую историю. В XVIII веке этот участок был частью имения купца Полу­шкина — отчима Федора Волкова. Именно Здесь пред­положительно размещался кожевенный амбар — место первых спектаклей волковской труппы. Пастуховы сохра­нили старую планировку усадьбы, увеличив при этом ее территорию в глубь квартала и выстроив новый камен­ный особняк20. Здесь жил Николай Петрович Пастухов — основатель Пастуховского училища, а после его смерти в 1909 году усадьба отошла его детям. После муниципализа­ции домовладения в 1918 году оно было передано в ведение профорганизаций. В списках 1920 года данное домовладение именовалось «Домом Союзов», где проживало 67 человек21. Известно, что к 1921 году помещения усадьбы были переда­ны под общежитие водников22. В годы НЭПа часть територии бывшей усадьбы Пастухо­вых была передана в распоряжение жилищно-строительного кооператива «Вперед», объединившего представителей ярос­лавской технической интеллигенции. На этом престижном участке планировалось возвести жилой комплекс из трех корпусов со сквериком и детским садом во дворе. На практи­ке удалось осуществить лишь часть замысла, и два элитных жилых корпуса, возведенных в 1928 – 1938 гг,, ярко пред­ставили переходный этап в развитии советской архитекту­ры — от конструктивизма до «сталинского классицизма». Тем не менее, несмотря на активную застройку участка, во дворе этих зданий вплоть до наших дней сохранились жилые постройки пастуховской усадьбы — два небольших дома и флигель.

Не только усадьбы, но и доходные дома Пастуховых от­ражают бережное, корректное отношение купцов к архитек­турному облику города. Ярчайшим примером такого подхо­да служит доходный дом Пастуховых на Романовской улице (ул. Некрасова, д. 20). На сегодняшний день это один из редких для нашего города памятников раннего классициз­ма23. Здание конца XVIII века благодаря заботливым хозяе­вам дошло до нас практически в первозданном виде, сохра­нив характерный декор. При этом в начале XX столетия к зданию была сделана пристройка в стиле модерн, дополнив облик старинного здания эффектным и актуальным штри­хом. Доходный дом Пастуховых на Романовской был хоро­шо известен ярославцам. Здесь сдавались внаем недорогие квартиры. Известно, что с 1900 года в этом доме жил брат А. П. Чехова — Михаил Павлович Чехов24.

Характерной чертой для нескольких поколений семьи Пастуховых было живейшее участие в благотворительной деятельности. Ко всему, что каcалось призрения ближнего, помощи нуждавшимся, улучшения качества жизни горо­жан, Пастуховы относились с исключительным вниманием, ответственностью и добросовестностью. Предметом заботы Пастуховых оказывались не только благотворительные учреждения города, но и здания, в которых они располага­лись. В 1850-х годах А. М. и Н. П. Пастуховыми была органи­зована богадельня на 50 мест25. Для этой цели купцы предо­ставили двухэтажное каменное здание (ныне ул. Свободы, 41),выстроенное в стиле классицизма и ставшее достойным украшением одной из центральных улиц города.

На средства Пастуховых была возведена трехэтажная каменная пристройка в Ольгинском приюте на Дворянской улице (пр. Октября, 11). В 1896 году Н. П. Пастухов пожерт­вовал средства на строительство амбулатории при лечебни­це Общества врачей на Волжской набережной26. Это здание в перестроенном виде существует и сегодня, являясь частью больничного комплекса.

При поддержке Пастухова было построено здание пожар­ного депо с каланчой на Сенной площади (ныне пл. Труда).По воспоминаниям С. В. Дмитриева, Н. П. Пастухов бес­платно отпустил все необходимые для строительства мате­риалы. Благодаря этому щедрому дару Ярославское вольно-пожарное общество смогло увеличить масштаб работ и возвести здание, в полной мере отвечающее потребностям города27. Здание пожарной каланчи на Сенной площади (ул. Свободы, 71) в советские годы было значительно пере­строено. В наши дни это жилой дом, еще недавно известный под именем «Колеса».

Одной из главных и без преувеличения великих заслуг ярославской семьи Пастуховых стало открытие техниче­ского училища с бесплатным обучением. Здание училища на Духовской (ныне Республиканской) улице было выстроено на средства Пастуховых и с присущей им добросовестно­стью. Ленточный руст по всему фасаду, оригинальные ниши с классическими колоннами и богатый декор придавали школе для будущих рабочих сходство с настоящим дворцом. Интересно и архитектурное решение здания, состоящего из разных по этажности построек, объединенных общей кры­шей и образующих внутренний двор. Здание Пастуховского училища, сформировавшее облик целого квартала, изобра­жалось на дореволюционных открытках с видами Ярослав­ля, стало ярким событием в ярославской архитектуре.

Интересно отметить, что Николай Петрович предпола­гал со временем создать при училище зеленую аллею: по его предложению, каждый ученик должен был посадить рядом с училищем дерево и ухаживать за ним. Подобная тради­ция очень характерна для семьи Пастуховых. Практически все их усадьбы утопали в зелени. При особняке на углу Про­бойной и Казанской имелись три сада и оранжерея. Усадьбы близ Ильинской площади также были окружены садами, вы­ходившими на красные линии улиц. Учитывая, что домов­ладения Пастуховых располагались в самом сердце города, можно сказать, что в некоторой степени именно они сфор­мировали имидж Ярославля как города зеленого, веселого, красивого — «города с физиономией».

В целом, оценивая вклад семьи Пастуховых в формиро­вание облика Ярославля, необходимо отметить следующее:

Здания, появившиеся благодаря Пастуховым или в тече­ние определенного времени принадлежавшие им, часто ста­новились значимыми объектами городской застройки.

Градостроительная активность Пастуховых сочета­лась с деликатным отношением к архитектурной среде го­рода, уважением к его истории, чувством собственной ответcтвенности за облик и судьбу возводимых зданий.

След семьи Пастуховых явственно ощущается в облике города и в наши дни. В XXI веке фамилия Пастуховых хоро­шо знакома ярославцам, а топоним «пастуховское училище» снова возвращается в речь и систему городских ориентиров.

Перспективным может стать и использование образа ярославских купцов Пастуховых в туризме. В настоящее время в некоторых туристических центрах, как российских, так и зарубежных, презентация места осуществляется через определенного «героя» — фольклорного персонажа, исто­рического деятеля, хозяина. Так гостю легче проникнуться атмосферой и своеобразием города, познакомиться с ним по­ближе, сделать визит незабываемым. Семья купцов Пасту­ховых вполне соответсвует роли радушных хозяев старого Ярославля, и обращение к их образу в данном случае оправ­данно. Именно такие люди формировали облик Ярославля, закладывая фундамент его дальнейшего развития. Такими людьми Ярославль может по праву гордиться.