Но самым известным из потомков Петра Матвеевича, да и из всей семьи Пастуховых, стал его старший сын Николай. Родился он 17 января 1820 года в Ярославле. Ко времени смерти родителя Николай Петрович был уже совершеннолетним и сразу занял его место во всех коммерческих делах семьи в качестве компаньона своего дяди. В 1864 году Александр Матвеевич и Николай Петрович учредили торговый дом под фирмою «А. и Н. Пастуховы», который прекратил свое существование в 1876 году после завершения раздела между Николаем и его двоюродными братьями, сыновьями Александра Матвеевича, Иваном (около 1838 – после 1904), Николаем (1.06.1842, Ярославль – 1.12.1877, Петербург) и Дмитрием (около 1846 – после 1904), которые получили свою часть деньгами и, возможно, недвижимостью.
Николай и Дмитрий Александровичи Пастуховы уехали из Ярославля в Санкт-Петербург. Они стали одними из учредителей Волжско-Камского банка. Д.А. Пастухов, кроме того, основал в Ростове-на-Дону механический завод и также в Области войска Донского, в местечке Сулин, металлургический завод с выплавкой железа на антраците, что было первым опытом подобного рода не только в России, но и в Европе. Но дела у Дмитрия Александровича на последнем предприятии пошли неважно, построенная доменная печь оказалась непригодной для антрацита. Завод работал с перебоями и не приносил прибыли. Все это вынудило Д.А. Пастухова продать Сулинский завод. Приобрел его в начале 90-х годов XIX века его двоюродный брат Николай Петрович Пастухов, выкупивший еще раньше, в 1885 году, доли братьев и в Вятских заводах. Иван Александрович Пастухов до 80-х годов XIX века оставался ярославским купцом.
Таким образом, единственным владельцем всех металлургических заводов, а также наследственной торговли железом стал Николай Петрович Пастухов. К началу ХХ века склады и конторы по продаже железа, свинца, меди, олова и т.д. и изделий из них его торговой фирмы находились в Москве, Петербурге, Туле, Вятке, Ярославле и на Нижегородской ярмарке. Главная контора помещалась в Ярославле, где жил и сам хозяин.
Несмотря на то, что Николай Петрович Пастухов имел лишь домашнее образование, он был человеком достаточно прогрессивных, что касается коммерции, взглядов. Он не боялся нововведений, внедрял на производстве различные технические новинки. Но достиг он этого самообразованием да присущей ему русской сметкой. Дело в том, что в первой половине XIX века к образованию в купеческой среде отношение было довольно настороженное, т.к. осознавалось, что «неминуемо погибает для своего общества тот, кто был образован наперекор потребностям своей среды, своего времени и своего народа». В то время, когда Николай Петрович учился, образованность в купеческой среде была большой редкостью. Считалось, что уметь читать и писать вполне достаточно для успешного ведения купеческих дел.
В своей деятельности Николай Петрович старался ориентироваться не только и не столько на отечественный опыт коммерции, сколько на самые передовые образцы своего времени – на англичан. Только их он признавал настоящими деловыми людьми. По-английски он старался организовывать и свой дом, свой быт: лакеи, камердинеры и прочее.
Николай Петрович был заметной фигурой в общественной жизни Ярославля. Он начал свою карьеру общественного деятеля со службы в совестном суде ( I851- 1853 ) , а также в качестве эконома в учрежденной им совместно с дядей Александром Матвеевичем и братом Павлом богадельне для призрения престарелых и увечных людей на 50 человек, содержавшейся на их деньги и получившей название «Пастуховская» ( 1851 – 1865 ) . Богадельня находилась на улице Власьевской ( ныне – улица Свободы) . Не оставлял он ее своим вниманием и впоследствии, состоя ее попечителем вплоть до своей смерти. Так, только на ее ремонт и расширение он истратил до 20 тысяч рублей. Николай Петрович трижды избирался почетным мировым судьей по Ярославскому уезду. С 1871 по 1895-й он состоял гласным Ярославской городской думы.
Николай Петрович много жертвовал на различные благотворительные цели: на устройство сиротского отделения для постоянно живущих питомиц Ярославского Ольгинского детского приюта, на учреждение Дома трудолюбия и т.д. На eгo средства была построена амбулатория при лечебнице Ярославского Общества врачей. Он состоял членом Общества для пособия нуждающимся переселенцам, попечителем Александровского дома призрения для мальчиков-сирот, почетным членом Губернского попечительства детских приютов, членом благотворителем ярославского комитета Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.
За общественную и благотворительную деятельность Н.П. Пастухов был награжден двумя золотыми медалями с надписью «За усердие» для ношения на шее на Владимирской и Аннинской лентах и орденами Святой Анны 2-й и 3-й степени и Святого Станислава 3-й степени.
Но самым крупным и значимым eгo деянием было создание им на свои средства в Ярославле нижнего механико-технического училища и при нем ремесленной школы на 240 учащихся, строительство для них зданий и оборудование в них «роскошных» классных помещений и мастерских. За это деяние Николай Петрович с детьми был возведен в «потомственное дворянское Российской Империи достоинство».
За строительство училища и амбулатории, на которые Н. П. Пастухов израсходовал более 700 тысяч рублей, в 1904 гoду ему было присвоено по решению Городской думы звание почётноrо гражданина города Ярославля. В ответном благодарственном письме Николай Петрович отмечал, что «интересы родного нaшегo города» для неrо «всегда были дороги».
Николай Петрович был женат на дочери ивановского текстильного фабриканта Н. М. Гарелина Фелицате Николаевне (1827- 1907). Николай Петрович Пастухов скончался 5 декабря 1909 года от рака желудка. Тринадцать детей Пастуховых «вышли в люди». Кроме дочерей у них было пятеро сыновей. Не все из них оправдали надежды родителей. По воспоминаниям академика М. А. Павлова, начинавшего свою карьеру на пастуховских предприятиях, младший из сыновей Н. П. Пастухова Николай не смог закончить даже средней школы.
Наибольший след в истории Ярославля оставил старший из сыновей Николая Петровича – Леонид (9.04.1848 – 24.04.1915′). Qн так же, как отец, много жертвовал на различные благотворительные цели, состоял членом ряда благотворительных обществ. За деятельность на этом поприще Л. Н. Пастухов был награжден золотой медалью и орденом Святоrо Станислава 3-й степени (сведения на 1904 rод). С 1883 по 1907 год он состоял гласным Ярославской городской думы. Кроме того, Леонид Николаевич не был чужд прекрасного: он состоял членом Ярославского отделения Императорского Русского музыкального общества.
Но главным делом Леонида Николаевича было продолжение семейного бизнеса, rлавой которого он стал еще при жизни отца. Eгo образование, хотя, как и у отца, домашнее, было уже более фундаментальным. Николай Петрович считал, что для приобретения деловых качеств необходимо поработать в какой-либо английской конторе, и он посылал Леонида для получения опыта в Англию.
Женой Леонида Николаевича стала дочь полковника из Новочеркасска Анна Васильевна Поздеева. Старший из их семи детей- Николай – обучался в Горном институте в Санкт Петербурге и после получения диплома горного инженера начал работать по специальности на семейных металлургических заводах в Вятской губернии. Второй сын Леонида Николаевича – Леонид – получил образование в Ярославском Демидовском юридическом лицее.
Л. Н. Пастухов умер в апреле 1915 года от воспаления легких. Его отпевали в приходской Власьевской церкви архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел и причты пяти ярославских церквей. Потрясшие через несколько лет Россию социальные катаклизмы ударили и по семье Пастуховых. Что же произошло с ее членами в послереволюционный период? Дочь Леонида Николаевича Анна, жена мичмана В. М. Волкова, оказалась в Париже, а ее потомки – в Австралии. На Омутнинском заводе (а все предприятия Пастуховых функционируют и сейчас) бытует легенда, что кто-то из сыновей Николая Петровича или Леонида Николаевича через несколько лет после революции умер в Югославии. Где окончили свой земной путь другие члены богатейшей купеческой семьи Ярославля, да и одной из крупнейших в России? Где живут их потомки? Все эти вопросы еще ждут своего исследователя.
Н. Обнорская