Высокой культуры был человек

О высоком уровне культуры и поистине дворянском благородстве Николая Петровича Пастухова свидетельствуют многие его современники, оставившие воспоминания. Вот лишь небольшой эпизод, который приводит С. Б. Дмитриев в рассказе о том, как Ярославское вольно-пожарное общество собирало пожертвования на строительство пожарного депо в Ярославле.

 ПРИМИТЕ ЭТО НА ХОРОШЕЕ ДЕЛО

…Нам пришлось начать с него (И. А. Вахрамеева. – И.В. ) — хозяина города. О листе и подписке Вахрамеев знал. Взял лист, что-то подписал и подал нам его обратно. При нем, понятно, неудобно было рассматривать, что и сколько написано в листе. Мы поблагодарили и вышли. Выйдя на улицу, заглянули в лист и ахнули: подписано (его подпись) 10000 руб. И. Вахр… (он очень плохо писал).

После него мы отправились к Пастухову. Здесь обстановка была не купеческая, а дворянская: швейцар нас принял, а лак ярославский англичанин: среднего роста, тщательно выбритый, в сюртуке. Очень вежливо раскланялся с нами, выслушал просьбу, взял подписной лист, план нашего депо, смету и, попросив нас подождать, ушел к себе. Сидели мы минут 10 — 15, уж сомневаться стали, но отворилась дверь, и Пастухов подал нам все бумаги и записку: «Вот, господа, пожалуйста, примите это на хорошее дело, я очень рад. Всего хорошего!»

Выйдя на улицу, прочитали его записку, и удивлению нашему не было границ. Записка гласила: «Отпустить все имеющиеся строительные материалы для Я.Д.П.О. за мой счет, сколько им потребуется для строительства депо».

Землю нам для постройки отвел город бесплатно. Строительный материал Пастухов дал, а у него только не было кирпича. Другой купец Вахрамеев дал 10000 рублей, а у нас и смета-то была составлена всего на 7500 рублей со всеми материалами. Да еще страховые общества почти все прислали, правда, понемногу, но все же тысячи две рублей. Да мы еще не ходили по купечеству, а его было в Ярославле порядочно. Что тут делать?

Вернулись к Вахрамееву как председателю. Он решил скоро и дельно: «Переделайте план и смету на двухэтажное здание с каланчой и квартирами». Сделали: в каждой квартере для пожарных служителей — комната и кухня, на втором этаже в одном крыле — квартира начальника дружины, а во втором — большой зал, где потом давали киносеансы или отдавали под вечера и т. п.

Таким образом, на Сенной площади появилось красивое и богатое здание с каланчой, которое красуется и сейчас.