Библиотека фундаментальная, ученическая и учебных пособий

 В дореволюционной России существовали различного типа библиотеки: ведомственные, клубные, учебных заведений и публичные (общественные). Для последней категории было характерно то, что зачастую в них существовали абонементы, как правило, платные  для чтения периодических изданий, журналов. Действовала эта система по принципу: чем «свежее» был номер журнала, тем абонемент стоил дороже. Для интеллигенции, особенно постоянных читателей профессиональных изданий, очень важно было получать «свои» журналы как можно раньше, с тем чтобы быть в курсе последних новостей в своей профессии. Поэтому неудивительно, что уже на одном из первых педагогических советов училища 11 ноября 1900 года была составлена смета с перечнем необходимых для училища журналов. Уже сам перечень предполагаемой подписки на 1901 год свидетельствует не только о высоком профессиональном уровне преподавателей и сотрудников, но и их разносторонних интересах и увлечениях. Среди профессиональных журналов можно отметить  такие, как «Техническое образование», «Вестник воспитания», «Фотограф-любитель», «Практик-монтер»,«Ремесленная газета», «Техническая библиография», «Журнал художественной промышленности», «Образование», «Технический сборник», «Электротехника»,  «Электричество», «Американский инженер» (на английском языке). В училище важное внимание уделялось не только образованию, но и воспитанию. 

Об этом свидетельствует и периодика,  которая выписывалась на библиотеку. Это «Русская школа», «Вестник воспитания», «Самообразование»,  «Россия». В училище преобладали сугубо технические дисциплины. Тем не менее среди подписных изданий  немало имелось  и  гуманитарного направления: «Исторический вестник», «Нива», «Вестник Европы», «Новый журнал иностранной литературы», «Художественное сокровище России». Для общего развития были выписаны «Новое время», «Русские ведомости», «Журнал для всех», «Спутник здоровью»,  «Мир Божий»,  «Церковный вестник» с приложением,  «Санкт- Петербургские ведомости», «Русские ведомости», «Северный край» (газета, которая издавалась в Ярославле,  и была «не рекомендована» к выписке  государственными учебными заведениями), «Юный читатель», «Родник», «Детские чтения с педагогическим листом», «Всходы». Стоимость годовой подписки каждого из изданий колебалась от 2 рублей («Юный читатель») до 17 рублей («Новое время», «Санкт- Петербургские ведомости»). Подписка осуществлялась за счет процентов с капитала Н.П. Пастухова и специальных средств. Читатели библиотеки имели каждый  свою карточку, где записывались взятые для чтения газеты, журналы, литература и учебники.

В училище преобладали сугубо технические дисциплины. Тем не менее среди подписных изданий  немало имелось  и  гуманитарного направления: «Исторический вестник», «Нива», «Вестник Европы», «Новый журнал иностранной литературы», «Художественное сокровище России». Для общего развития были выписаны «Новое время», «Русские ведомости», «Журнал для всех», «Спутник здоровью»,  «Мир Божий»,  «Церковный вестник» с приложением,  «Санкт- Петербургские ведомости», «Русские ведомости», «Северный край» (газета, которая издавалась в Ярославле,  и была «не рекомендована» к выписке  государственными учебными заведениями), «Юный читатель», «Родник», «Детские чтения с педагогическим листом», «Всходы».  Стоимость годовой подписки каждого из изданий колебалась от 2 рублей («Юный читатель») до 17 рублей («Новое время», «Санкт- Петербургские ведомости»). Подписка осуществлялась за счет процентов с капитала Н.П. Пастухова и специальных средств. Читатели библиотеки имели каждый  свою карточку, где записывались взятые для чтения газеты, журналы, литература и учебники.

Внешкольная деятельность

Главным праздником для преподавателей, сотрудников и учащихся училища и школы был  день официального открытия ремесленного училища и школы –  26 ноября по старому стилю. Этот день традиционно начинался с молебна, за которым следовал общий завтрак. После этого весь коллектив отправлялся в Волковский театр на специально заказанный утренний спектакль. Все расходы оплачивались за счет спецсредств училища. В 1906 году, например, на эти цели было израсходовано 150 рублей. В течение учебного года преподаватели и учащиеся обычно до трех  раз посещали спектакли Волковского театра за счет училища.

С первых лет своего существования стало хорошей традицией устраивать вечера в честь классиков русской литературы.  В 1902 году такие вечера были организованы по случаю 50-летия со дня смерти Н.В. Гоголя, 25-летия со дня смерти  Н.А. Некрасова. После занятий, как правило, отслуживались панихида, а затем в актовом зале училища устраивался вечер. Со сцены сначала  звучал рассказ о биографии писателя, подчеркивалось значение его творчества. Затем следовали отрывки из произведений писателя, а также небольшие композиции по мотивам его наиболее известных трудов. В начале ХХ века среди учащихся различных типов учебных заведений Ярославля и губернии были очень популярны так называемые «живые картинки». Они являли собой постановки наиболее интересных сцен, в частности, с наиболее памятными монологами. В ходе представления внимание сосредотачивалось на костюмах и манере поведения героев. Одной из причин их популярности было и то, что на женские роли обычно приглашались ученицы родственных учебных заведений, что вызывало особую заинтересованность как у тех,  кто был на сцене, так и среди тех,  кто являлся зрителями.

За небольшую плату в 15 копеек для учащихся в самом училище показывались «картины живой фотографии», проводились лекции с  «туманными картинками», обычно из серии «Путешествия по миру». «Туманными картинами» назывался показ иллюстраций через эпидиаскоп, где источником света обычно служила свеча, пламя которой колебалось, поэтому изображение получалось расплывчатым, «туманным». Во внеурочное время регулярно организовывались экскурсии, как правило, на профильное производство. Это касалось и ярославских производств и расположенных в других городах и в сельской местности. Учащиеся были постоянными посетителями выставок «Северного края», где экспонировались и их работы. Всего за учебный год организовывалось в среднем не менее 7 экскурсий.

В январе 1907 года педагогическим  советом были приняты «дежурные» решения на основании рекомендаций Министерства народного просвещения. Они касались запрещения каких-либо несанкционированных начальством училища «концертов, публичных спектаклей, литературных чтений» и так далее,  как  в учебное,  так и в  неучебное время.  В отчете за 1906 – 1907 учебный год среди «главных нарушений за 1906 год» учащимися отмечается: шалость в мастерских, посещение летнего театра (располагался на Казанском, ныне Первомайском бульваре), и последнее, видимо, по значимости,   пение революционных песен во время перемен. 

В эти годы педагогический совет училища предпринимал, как правило,  пропедевтические (предотвращающие) меры к недопущению участия учеников в различных несанкционированных властями мероприятиях. Так,  несколько раньше обычного закончились учебные занятия в 1905-1906 учебном году (в конце апреля). Кроме того, в целях изоляции учащихся от возможных беспорядков летом 1906 года традиционная производственная практика проходила не столько на предприятиях города, сколько во всей губернии.