Чугун на антраците
После смерти Александра Матвеевича в 1864 году его сыновья вышли из дела, и их часть им была выплачена деньгами. Дмитрий, которому исполнилось 19 лет, вместе со старшим братом Николаем переезжают в Петербург, где становятся в 1870 году одними из учредителей Волжско-Камского коммерческого банка – крупнейшего акционерного банка России, главным направлением которого было кредитование волжской торговли и сбыта зерна. Дмитрий, человек предприимчивый, наделенный от природы живым, практичным умом, решает построить металлургический завод и обращает свой взор на юг России, где уже были разведаны месторождения каменного угля, железной руды и велось бурное строительство железных дорог. Узнав, что чугун можно с успехом выплавлять на антраците (что успешно делали в Америке), он задумывает основать близ станции Сулин, в 100 верстах от города Ростов-на-Дону, доменное производство на антрацитовой плавке и железопрокатный завод. Д.А. Пастухов приобретает прилегающие к Сулину антрацитовые копи. И в 1869 году обращается в правление Области Войска Донского с просьбой «отвести ему участок земли для устройства завода». Войсковое правление дало согласие отдать Д.А. Пастухову участок земли в 312 десятин в аренду сроком на 99 лет, а в мае 1870 дал на это согласие и Александр II.
Строил Пастухов завод без правительственных субсидий и льгот. Слухи о строительстве большого чугуноплавильного и железоделательного завода, о возможности найти на нем работу проникали в самые глухие углы тогдашней России, и со всех концов ее в Сулин потянулись обезземеленные, разоренные крестьяне. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушли на строительство первой доменной печи. В сентябре 1872 года печь была задута. Увы, на долю Дмитрия Александровича выпала горькая неудача с первой плавкой. Печь прогорела. Но Пастухов вновь энергично берется за дело, и спустя полтора года печь заработала впервые не только в России, но и в Европе на антраците, вместо кокса, и дала хороший чугун. В доменном цехе в здании воздуходувной машины по приказу Дмитрия Александровича был установлен бюст императора Петра I с высеченными словами на постаменте: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».
Одновременно с доменным производством в строй вступили прокатный, литейный, костыльный и огнеупорный цеха. С января 1874 года по заказу Морского Министерства был начат прокат сортового железа на грушевском антраците.
Вот что было написано в отчете управляющего горной и соляной частями о производстве Сулинского завода за 1874 год: «В январе месяце 1874 г. начата прокатка сортового железа по заказу Морского министерства, причем сварочные печи действовали антрацитом с прибавкою от 1/4 до 1/3 пламенного угля. С августа месяца пудлинговые печи приспособлены к употреблению одного Грушевского антрацита, и железо получается отличных качеств. Часть заказа для Николаевского порта уже принята приезжавшею на завод комиссиею после самых разнообразных и строгих испытаний нового железа.
В этом году решено было приступить к задувке доменной печи на коксе из местных углей, с тем чтобы впоследствии перейти на антрацитовое топливо. Для этого заводчиком был приглашен бельгийский доменный мастер Колэн с партиею мастеровых, который после первого неудачного опыта наконец задул доменную печь 14 сентября при трех фурмах с диаметром сопел в 5 дюймов. Не совсем удовлетворительное качество чугуна и шлаков побудили г. Пастухова отказать Колэну и, после того плавку повел англичанин Стал, пудлинговый и прокатный мастер завода. С 24 октября плавка была переведена на грушевский антрацит. (Первую плавку на антраците провел русский инженер Н. Ф. Мещерин. (Очерки экономического развития Дона. Изд-во Ростовского университета, 1960, стр. 82)).
В этом году решено было приступить к задувке доменной печи на коксе из местных углей, с тем чтобы впоследствии перейти на антрацитовое топливо. Для этого заводчиком был приглашен бельгийский доменный мастер Колэн с партиею мастеровых, который после первого неудачного опыта наконец задул доменную печь 14 сентября при трех фурмах с диаметром сопел в 5 дюймов. Не совсем удовлетворительное качество чугуна и шлаков побудили Пастухова отказать Колэну и, после того плавку повел англичанин Стал, пудлинговый и прокатный мастер завода. С 24 октября плавка была переведена на грушевский антрацит. (Первую плавку на антраците провел русский инженер Н.Ф. Мещерин.(Очерки экономического развития Дона. Изд-во Ростовского университета, 1960, стр. 82))
С первого употребления антрацита при легкой рудной сыпи качество чугуна стало улучшаться и по настоящее время домна действует замечательно правильно. Чугун получается превосходный, серый, который в последнее время для передела в железо переведен в половинчатый. Суточная выплавка увеличивалась постепенно, превышает ныне при 4 выпусках 1 тыс. пудов. По разложению чугуна в нем оказалось 0,28% серы. Железо, выделанное из него, отличается чистотою и мягкостью, поддаваясь в холодном состоянии самым разнообразным изгибам.
Таким образом, в настоящее время блестящий успех завода г. Пастухова окончательно разрешил вопрос о превосходных качествах антрацита как топлива в металлургии чугуна и железа, что подвергалось сомнениям со стороны техников.
Производительность завода в 1874 г.:
а) Чугун. Выплавлено чугуна из доменной печи 70 тыс. пудов.
б) Железо. Выделано железа: болваночного 55 тыс. пудов; крупносортного 100; мелкосортного и полосного 50; Итого 250 тыс. пудов.
в) Литье. Отлив чугунных изделий исключительно: для заводских устройств 68 тыс. пудов; по заказам частных лиц 10; отлито медных вещей 100 пудов
Всего для заводского действия употреблено топлива: антрацита 589034 пуда; кокса 25 084; каменного угля 102 500.
Итого 716 618 пудов (В 1875 г. на заводе работало около 660 рабочих, имелось 11 паровых машин в 516 сил)) (Памятная книжка Области войска Донского на 1876 г. Новочеркасск, 1876, стр. 19)).
Деятельность Дмитрия Александровича Пастухова была высоко оценена. 24 февраля 1875 г. он был награжден орденом святого Владимира 4-й степени «за постройку на собственные средства в области Войска Донского первого ныне действующего в России на антраците чугуноплавильного и железоделательного завода». Орден имел девиз: «Польза, честь, слава» и как нельзя лучше характеризовал заслуги Д.А. Пастухова перед Отечеством.
Построенный в Сулине завод был самым крупным в то время промышленным предприятием на Дону. К началу 90-х годов XIX века на нем работало около двух тысяч рабочих и производилось более 60 процентов промышленной продукции Области Войска Донского. Однако у Дмитрия Пастухова не все ладилось. Так, доменное производство работало с перебоями, и потому завод больше производил передельное железо.
Дмитрий Александрович все время искал возможность расширить свое дело. Еще в 1871 г. Он купил в Ростове-на-Дону у купца Ященкова небольшой чугунолитейный заводик, а затем через восемь лет рядом механический завод у купца И.Г. Фронштейна. Купленные заводы были объединены, расширены и приспособлены для постройки всяких заводских и углеподъемных паровых машин и механизмов, а также паровых котлов.
В начале 80-х он осваивает выпуск чугунных водопроводных труб, как на Ростовском, так и Сулинском заводах, труб отличного качества, весом свыше тысячи пудов, ежедневно. Из ростовских и сулинских труб были построены водопроводы в городах: Херсоне, Измаиле, Каменске, Нахичевани и Москве. Для одного только Московского городского водопровода было доставлено труб на сумму свыше одного миллиона рублей.
За деятельность по развитию железоделательной промышленности на Юге России Д.А. Пастухов был награжден Орденом Святого Владислава первой степени, а за экспонаты на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве в 1882 году серебряной медалью.
В 1885 году Херсонская городская Дума заключила контракт на строительство городского водопровода с ростовским купцом, потомственным почетным гражданином Пастуховым Д.А. Строительство водопровода было окончено к 23 декабря 1886 года – подана вода учреждениям, таким как богоугодное заведение и др., а начиная с 1 января 1887 года – всем городским потребителям, подключенным к водопроводу. К концу 1911 года протяженность водопровода составляла 38 км, число домовых вводов – 1150, водопроводных будок по городу – 34. В 1902 году была построена на Ярмарочной площади (самая высокая точка в городе) водонапорная башня высотой 21,5 метров и емкостью бака – 500 кубометров, обеспечивавшая бесперебойное водоснабжение потребителей в любое время суток.
Выросший на Волге и с детства ходивший на пароходах и судах деда и отца, Дмитрий Александрович не мог на Дону не заняться строительством пароходов. В 1888 году на берегу Дона им была заложена первая донская судостроительная верфь. «Это есть начало судостроения на реке Дон. Много труда и средств положил Д.А. Пастухов для этого достижения» – сообщала газета «Ведомости» Ростовской-на-Дону городской Управы.
Первым судном, построенным в 1889 году, был колесный грузовой пароход с металлическим корпусом. Назывался он «Антрацитъ» и принадлежал пароходству И.С. Кошкина, ростовского купца первой гильдии, владельца Грушевских антрацитовых копий. Сошедшие с верфи Пастухова пароходы: «Донец», «Ростов», «Казак», «Казачка», «Святополк-Мирский» были лучшими не только на Дону. Его паровые шхуны и баржи бороздили воды не только Черного, но и Каспийского, Средиземного морей
В 1900 году на судостроительной верфи работало до пятисот человек, и годовое производство в денежном выражении превышало 1 млн. рублей. В 50 лет Дмитрий Александрович Пастухов сам стал собственником парохода «Дмитрий» и еще нескольких барж. 1912-1914 годы в Ростове на Дону на берегу Дона промышленник Пастухов имел причал для одного парохода. В Таганроге на верфи промышленника Пастухова создавали преимущественно суда речного типа. В малом количестве выпускали мореходные пароходы, морские парашхуны и морские буксиры.
В среде тогдашних южнороссийских горнозаводчиков Д.А. Пастухов считался довольно прогрессивным и либеральным предпринимателем. Помимо своей основной деятельности, он был заметной фигурой в общественной жизни Ростова. Его ораторский талант, организаторские способности, редкое умение вести политические дискуссии помогали ему в этом. Дмитрий Александрович дважды избирался гласным (депутатом) городской Думы Ростова и входил в число «отцов города». Более десяти лет был активным членом комитета торговли и мануфактур. Кроме того, состоял членом Совета правления Общества взаимного кредита и Почетным попечителем Ростовского реального училища. В журналах Ростовской-на-Дону городской Думы регулярно встречаются сообщения о пожертвованиях Д.А. Пастухова на одежду, обувь, школьные принадлежности для бедных учащихся. Устраивал он и Новогодние елки с подарками для своих подопечных.
В начале 90-х годов в России начался промышленный подъем, и для развития металлургического производства были необходимы большие средства, но Д.А. Пастухов ими не располагал. Увлекшись судостроением и производством машин для угольной, нефтяной и металлургической промышленности, получая ссуды от государства, он не смог их вовремя погасить, росла задолженность казне. Кроме того, металлургический завод, особенно с плавкой на антраците, представлял собой сложное производство, которое требовало квалифицированного руководства и повседневного внимания. В 1892 году он продает Сулинский завод своему двоюродному брату Николаю Петровичу Пастухову, имевшему большой опыт по части металлургии.
22 года своей жизни и деятельности отдал Дмитрий Александрович сулинскому детищу. Здесь Пастухов начинал и состоялся как передовой промышленник, сделавший ставку на российских мастеров, на местный антрацит и железную руду. Здесь его любили и уважали рабочие. Прежде всего, за то, что он давал им ссуды по 250 рублей на 25 лет для постройки индивидуальных домов. За то, что запретил строить в заводском поселке питейные заведения – кабаки, а также за то, что построил и содержал для их детей начальное училище, попечителем которого была его жена Анна Андреевна, дочь Есаула Лукьянова.
При продаже завода Дмитрий Александрович Пастухов пожаловал каждому рабочему памятную керамическую кружку для пива и простил все числящиеся за ними штрафы. Молодые и сильные рабочие из благодарности к хозяину выпрягли коней из кареты и сами отвезли его на станцию.
А Николай Петрович Пастухов, купив Сулинский завод, начал увеличивать объем производства чугуна: в дополнении к печи в 50 тонн он затеял строительство новой печи в 100 тонн, что позволили достичь выплавки в 2,5 миллиона пудов ежегодно. Таким образом, единственным владельцем всех металлургических заводов Пастуховых, а также наследственной торговли железом стал Николай Петрович Пастухов. К началу XX века склады и конторы по продаже железа, свинца, меди, олова и т.д. и изделий из них его торговой фирмы находились в Москве, Петербурге, Туле, Вятке, Ярославле и на Нижегородской Ярмарке. Главная контора помещалась в Ярославле, где жил и сам хозяин.
Дом Николая Петровича Пастухова в г. Санкт-Петербург, ул. Большая Болотная (ныне – ул. Моисеенко)